Конкуренту не удалось сорвать закупку локализованных для Петербурга электробусов

Партию минских электробусов с ночной зарядкой поставят в Петербург до весны
Автор фото: КППИиТ
Автор фото: КППИиТ

Город закупает сотню электробусов МАЗ у поставщика, предоставившего 40%–ную скидку. Всего претендентов было пятеро.

Комитет по транспорту заключил с официальным дилером МАЗ ООО "Автотехком" контракт на поставку электробусов большого класса, следует из данных портала госзакупок.
Закупка 60 единиц техники была объявлена в конце апреля. Максимальная стоимость подряда была установлена на уровне почти 3 млрд рублей.
На участие было подано пять заявок, победитель предложил максимальное снижение стоимости — до 1,8 млрд рублей. Однако с компанией был заключён договор практически на изначальную сумму, но с увеличением объёма поставки. Ранее городские власти уже неоднократно закупали подвижной состав по такой схеме.
По новым условиям "Автотехком" должен поставить 99 машин не ранее 2025–го года выпуска. Поставка разбита на три равные части, первая партия должна поступить до конца сентября, вторая — до конца октября, третья — в январе следующего года. Речь идёт о модели МАЗ 303Е23, пассажировместимость одного электробуса составит 70 человек, количество сидений — 27 без учёта откидных.
Определение поставщика дважды пытался оспорить вологодский производитель "Транс–Альфа", отстранённый от участия. Первый раз компания пожаловалась на недопуск к тендеру. Заявка компании была отклонена из–за несоответствия представленной независимой гарантии требованиям закона. Комиссия ФАС после рассмотрения жалобы предписала отменить протокол подведения итогов.
Вторая жалоба была в адрес "Автотехкома". "Транс–Альфа" сочла, что заявка победителя не соответствовала характеристикам в техзадании. Причём такое же мнение высказали двое из четырёх членов комиссии, проводившей закупку. Решение по этой жалобе пока не опубликовано, однако, судя по тому, что контракт уже подписан, она, вероятно, будет отклонена.
"Транс–Альфа" ранее уже неоднократно поставляла подвижной состав собственного производства в Петербург. А этой весной вологодская компания заявила о планах открыть в Петербурге площадку по крупноузловой сборке электробусов.
Однако отношения с местными заказчиками у производителя не всегда складывались безмятежно. Прошлым летом производитель взыскал с "Горэлектротранса" 118,6 млн рублей. За время исполнения контракта заказчик около 60 раз начислял неустойки за нарушение условий. Суд согласился, что это незаконное обогащение. Этой зимой арбитраж удовлетворил встречный иск ГЭТ, но кратно снизил размер неустойки — почти с 200 млн до 0,29 млн рублей.
ООО "Автотехком" тоже имеет опыт судебных тяжб с госзаказчиками. Судя по "Контур.Фокус", компания неоднократно выступала поставщиком техники для Комтранса, противопожарной службы и других ведомств, в том числе из других регионов. По данным сервиса, с прошлого года "Пассажиравтотранс" несколько раз подавал иски против поставщика из–за ненадлежащего исполнения обязательств. Однако со своей стороны "Автотехком" не инициировал разбирательств против петербургских заказчиков.
ООО "Автотехком" зарегистрировано в Петербурге осенью 2021 года. Предприятие на 100% принадлежит владелице московской косметологической клиники Карповой Елене Геннадьевне. Руководит компанией Александр Швейкус, который ранее возглавлял целый ряд транспортных госпредприятий: "Севэлектроавтотранс" (Севастополь), "Крымтроллейбус" и Северо–Западную пригородную пассажирскую компанию (СЗППК).
Локализованная в рамках Союзного государства модель МАЗ 303Е23 была разработана специально под требования Петербурга специалистами МАЗа и российского производителя автокомпонентов "Итэлма". Как подчёркивали минувшей весной в комитете по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИиТ), машина собрана на 100% из отечественных и белорусских комплектующих и является первым полностью локализованным электробусом.
Силовая установка собрана петербургской компанией "Системы автономной энергии", входящей в ГК "Итэлма". Батарея рассчитана на ночную зарядку, что позволяет машине передвигаться без дневных простоев.
Подписание контракта на поставку МАЗов совпала по времени с визитом губернатора Александра Беглова в Минск, где он встретился с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. На встрече в том числе обсуждалось сотрудничество в сфере общественного транспорта. Так, Лукашенко предложил, чтобы белорусские производители сами обслуживали свою технику, которая эксплуатируется в Петербурге.
По словам белорусского лидера, это необходимо, чтобы "оппозиционные СМИ не пиарились" на поломках техники. Здесь, конечно, вспоминаются многочисленные возгорания, которым были подвержены петербургские автобусы в предыдущие пару лет. Городские власти объясняли пожары тем, что из-за санкций были нарушены цепочки поставок комплектующих. В Минске же сразу стали утверждать, что вся проблема из-за плохого обслуживания.
Как отмечает транспортный аналитик Владислав Булгаков, производство подвижного состава по госзаказу в последнее время сильно сократилось. По его словам, спрос на технику упал из-за окончания программы ФНБ по поставке транспорта, а условия новой программы "Инфраструктура жизни" не настолько привлекательные. В такой ситуации заказчикам выгодна конкуренция на тендерах, чтобы максимально "выкручивать руки" производителям.
"В целом, ситуация на рынке такая, что каждый <производитель> будет максимально демпинговать, чтобы какой-то объём сделать. При этом качество очень сильно упало, во многом из-за санкций", — объясняет эксперт.
Ведущий юрисконсульт юридической компании "ЦПО групп" Максим Прокопенко, в свою очередь, обращает внимание на избыточность описания технических характеристик (807 параметров) в ТЗ закупки. По его предположению, это может говорить о заранее выбранной модели поставляемой техники. "В подавляющем большинстве случаев закупки общественного транспорта заказчик заранее планирует, какие модели он хочет закупить", — считает юрист.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.