Бизнес, который возглавляют представительницы прекрасного пола, больше страдает в период экономических потрясений. Такова статистика.
В период нынешнего коронакризиса "женские" предприятия в России больше теряли выручку, свидетельствуют данные ОЭСР, проанализированные экспертами ВШЭ специально для "ДП".
"Наши наблюдения показывают, что если в компании падала выручка, то у организации с топ–менеджером женщиной она падала сильнее, чем в бизнесе под руководством мужчины, — рассказывает Николай Городный, младший научный сотрудник Центра исследований структурной политики ВШЭ. — При этом если выручка росла, то у компании под руководством мужчины она увеличивалась несколько больше, чем у фирмы под руководством женщины. С другой стороны, при вопросе о будущей динамике женщины были оптимистичнее и прогнозировали более быстрое восстановление".
Гипотеза 1: особенности отрасли
Аналогичная ситуация наблюдалась и по всему миру, показывает исследование Всемирного банка, проведённое в 41 стране с марта 2020 года по май 2021–го. Банкротили свой бизнес в равной степени как мужчины, так и женщины. Но вот временные закрытия оказались больше распространены среди женского бизнеса, а приостановка работы была более длительной. Снижение продаж, сокращение персонала и вообще финансовые трудности также были больше характерны именно для компаний, принадлежащих женщинам.
"Чтобы делать выводы, важно учитывать отраслевую специфику, — говорит Анна Федюнина, замдиректора Центра исследований структурной политики ВШЭ. — Существуют различия между сферами, в которых, как правило, работают мужчины и женщины, что особенно характерно для России. Женщины чаще связаны с бизнесом в сфере услуг. По нашим оценкам, доля женщин, которые участвуют в собственности промышленных компаний, — 28,6%, а в сфере услуг — 35%. Доля фирм с топ–менеджером женщиной в промышленности — 17,6%, в услугах — 25,5%. Если учитывать отраслевую специфику, а также размер фирм, форму собственности и ряд других характеристик, то наши оценки не находят отличий в реакциях на кризис между “мужскими” и “женскими” компаниями".
Похожие результаты были зафиксированы экспертами Всемирного банка и в 2008 году. Причём тогда фирмы, возглавляемые женщинами, не просто больше страдали от кризиса, но и чаще совсем закрывались. Разница с коронакризисом, впрочем, объяснима: ведь такой масштабной помощи малому и среднему бизнесу государства тогда не выделяли.
Гипотеза 2: особенности лидерства
И всё–таки дело может быть не только в отраслевых предпочтениях женщин. Целый ряд исследований показывает, что гендерные особенности лидерства всё же существуют. Но вот усложняют ли они работу в кризис?
Последние опросы Pew Research Center, сделанные в 2018 году, демонстрируют, что женщин–лидеров — в глазах работников — отличает большая внимательность к людям, эмпатия. Они больше заботятся о том, чтобы обеспечить комфорт сотрудникам, лучше находят компромиссы. Мужчин отличает более высокая готовность к риску, готовность работать в стрессовых ситуациях и способность продавливать выгодные решения на переговорах (см. график).
О более высокой склонности мужчин к риску говорят и исследования поведения биржевых игроков, проведённые в последнее десятилетие. Причём проблема кроется не столько в маскулинности, сколько в конкретном гормоне, за неё отвечающем, — тестостероне. Людей, решивших участвовать в эксперименте, намазывали гелем, повышающим его уровень в крови. В результате испытуемые пытались переиграть всех окружающих, надували на рынках пузыри, перебивали ставки друг друга и пытались демонстрировать, насколько лучше они понимают биржу. Как результат, в долгосрочной перспективе они терпели ощутимо большие убытки. Однако для ситуации кризиса эти особенности мужской биологии могут быть как раз более полезны, считает руководитель тренингового центра "Фактор роста" психолог Любовь Беляева. "Мужчины от природы были предназначены для столкновения с опасностью, они крупнее, их механизмы реакции на стресс более выражены, — рассказывает эксперт. — Поэтому они — речь идёт, конечно, о среднестатистическом мужчине — воспринимают угрозы с меньшей степенью тревожности. В момент, когда необходимо реагировать на кризис, на первое место выходят такие черты, как жёсткость, готовность принимать непопулярные решения, готовность резко менять парадигму и подход. Женщина в большей степени будет стремиться разговаривать, искать и оказывать поддержку, консолидировать сотрудников внутри компании. Плюс женщины всё–таки больше привязываются к тому, что ими создано, и отказываться от тех или иных подходов в бизнесе им нередко тяжелее, чем мужчинам". Отчасти это мнение подтверждается свежим исследованием от McKinsey — Women in the Workplace 2021. Согласно ему, работники, чьим менеджером была женщина, больше ощущали поддержку в течение кризисного года. Так, об эмоциональной поддержке говорил 31% подчинённых менеджера–женщины (у мужчин–менеджеров — лишь 19%). Помощь в предотвращении выгорания ощущал 21% (против 16%).
"Незнание законов природы не освобождает от их последствий, — продолжает Любовь Беляева. — Да, женщины закрывают или сильно ужимают бизнес в период кризиса, переходят в режим сохранения минимального уровня активности, чтобы переждать, но потом как птица феникс заново перезапускаются".
Лучше работать вместе
Эти различия эффективно дополняют друг друга в бизнесе. Именно поэтому, как показывают исследования, самые эффективные советы директоров — те, в состав которых включены и женщины, и мужчины.
Исследование, проведённое S&P Global, установило, что через 24 месяца после назначения женщин на посты генеральных и финансовых директоров рост стоимости акций составлял 20%, а прибыль компании была на 6% больше, чем при директорах–мужчинах.
"В целом в науке существует единство взглядов на то, что разнообразие коллектива (по полу, возрасту, расовому признаку, стране происхождения) увеличивает вероятность принятия более эффективного решения", — говорит Анна Федюнина.
"Это такой инь–ян, это взаимообмен, — сравнивает Любовь Беляева. — Разность не является проявлением неполноценности. Мы не лучше и не хуже, мы просто разные и под разные задачи созданы природой".