Обед по коду: QR-режим станет катастрофой для ресторанов Петербурга

Автор фото: Коллаж "ДП"

Общепит Петербурга живёт в ожидании введения QR-кодов. Участники рынка рассказали "ДП", какие убытки ждут отрасль в этом случае и что они готовы предложить городским властям взамен очередной порции антиковидных ограничений.

В середине недели рестораторы обратились к Смольному с просьбой пересмотреть антиковидную политику по отношению к общепиту. Предприниматели просят отложить до февраля введение QR-кодов для посещения ресторанов, которое сейчас запланировано на 27 декабря. В ответ участники рынка предложили собственные инициативы по борьбе с распространением коронавируса.

Вакцинация сотрудников

В качестве одной из мер рестораторы выразили готовность обеспечить вакцинацию 90% персонала заведений (к 27 декабря) и сотрудничать только с курьерами, имеющими QR-коды (с 20 числа).
Общепит стал одной из первой отраслей, к которой выдвинули требование вакцинации работников. Как ранее писал "ДП", уже летом текущего года владельцев ресторанов обязали привить не менее 60% сотрудников, с октября планку повысили до 80%.
Собеседники "ДП" из числа участников рынка показали, что в отрасли высокий процент привитых.
Так, по словам управляющего партнёра ресторанной группы Stroganoff Group Дмитрия Гольдфарба, в его заведениях уже вакцинировано более 90% персонала.
Ресторатор Павел Штейнлухт (бар "Бекицер", рестораны Schengen, Made in China, кафе Zoom) на таком же уровне оценивает долю своих сотрудников с QR-кодами (привитые плюс недавно переболевшие).
Исполнительный директор объединения "Рестоград" (один из подписантов обращения к Смольному) Александр Ружинский отметил, что в целом в петербургском общепите привито более 70% работников. Он добавил, что рестораторы готовы довести эту долю до необходимого уровня.

Работа с посетителем

Совсем по-иному выглядит отношение рестораторов к другой инициативе авторов обращения. В обращении рестораторов шла речь об их готовности присоединиться к социальной кампании по продвижению вакцинации с помощью рекламных поверхностей внутри заведений.
Все опрошенные "ДП" представители рынка поддержали эту идею. Однако голоса разделились по поводу возможных скидок и акций в пользу гостей с QR-кодом.
По словам Ружинского, авторы письма, говоря о стимулировании вакцинации, в первую очередь имели в виду социальную рекламу. При этом предприниматель допустил возможность дополнительных акций и скидок в некоторых заведениях.
"Это каждый [предприниматель] будет решать индивидуально. У всех разные инструменты, разные подходы, разное ценообразование. В одних сетях маржинальность одна, в других ресторанах — другая", — заявил ресторатор.
Остальные собеседники высказали резко отрицательное отношение к каким-либо преференциям для посетителей с QR-кодами, подчеркнув, что не считают правильным разделение круга потребителей на привилегированных и непривилегированных.
"Если говорить о стимуляции через акции для привитых гостей — нет, у нас этого не будет. Я считаю, что это неправильно и нечестно. Мы можем лишь призывать, всячески агитировать, но не создавать ситуацию, в которой у человека с QR-кодом есть привилегии — мало того, что у него будет право зайти в заведение после 23 в отличие от того, у кого нет QR-кода. Но ещё дополнительно усиливать ощущение сегрегации мы не готовы", — подчеркнул Штейнлухт.
"Мое мнение, что не дело ресторатора разделять аудиторию по какому-либо признаку, это точно не вопрос предпринимателя — делить по возрастному признаку, наличию или отсутствию вакцины, не дай бог по ещё какому-то. Для нас равны все посетители до тех пор, пока не введены какие-то ограничительные меры", — соглашается с ним Гольдфарб.
Другую идею в духе сегрегации выдвинул совладелец Fortgroup Максим Левченко, который предложил сделать требование QR-кодов обязательным только для лиц из группы риска — посетителей старше 65 лет.
"Пожилые люди, к сожалению, тяжелее болеют COVID-19, получают осложнения, из-за этого чаще нуждаются в госпитализации, что, в свою очередь, повышает нагрузку на систему здравоохранения... Вопрос остается открытым. Обсуждение будет продолжено", — написал он в Facebook.
Стоит отметить, что против сегрегации посетителей некоторые рестораторы выступали ещё летом, когда QR-режим на недолгое время вводился в общепите Москвы, и обсуждался такой сценарий для Петербурга.
Автор: Александр Затуливетров / FB

Потери от кодов

Главная угроза от введения кодов для рестораторов — значительное падение доходов, которое может привести к самым печальным последствиям. По оценке Ружинского, в первую неделю летнего QR-режима потери столичных ресторанов достигали 100%. В целом снижение выручки может составлять от 50% и выше.
"Это связано с тем, что ещё недостаточный уровень вакцинирования населения. И второе, мы по московскому опыту видим, что люди не хотят сталкиваться с какими-то ограничениями на входе. Даже если у них есть QR-код, они предпочтут не ходить в ресторан, потому что не хотят подвергаться процедуре проверки. Это существенно снижает трафик и бьёт по выручке в таких размерах, о которых я сказал", — отмечает участник рынка.
Гольдфарб для оценки потерь отрасли рекомендует ознакомиться со статистикой вакцинации в городе: "Прямая экстраполяция показывает, что потенциально оборот может упасть ровно на соотношение привитых и непривитых, если брать чисто математический подход. Если брать размышления на эту тему, то по моим оценкам падение на 30% неизбежно".
Впрочем, согласно данным федерального оперштаба, уровень коллективного иммунитета в Петербурге уже достиг 77%.
Штейнулхт напоминает, что в отношении общепита уже действуют ограничения, и их расширение может оказаться фатальным.
"Введение QR-кодов и падение гостевого потока предположить в процентах точно сложно, но есть ощущение, что оно будет катастрофическим. В данный момент даже ограничение работы до 23 часов уже даёт безумное снижение гостевого потока, особенно для проектов, которые работают в вечерние и ночные часы. Это не обязательно только бары, есть и рестораны, у которых более вечерний формат, и они страдают — падение по оборотам 40–50%. При рентабельности бизнеса 10–15% не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, что это убийство целого сегмента рынка", — полагает предприниматель.

Что будет делать Смольный

В Смольном не ответили на вопросы "ДП" о возможности переноса QR-режима на следующий год. Ранее городские власти уже отодвигали сроки введения меры с начала декабря на конец месяца.
Одновременно с этим в городской суд поступил коллективный иск об отмене требований QR-кодов в "коронавирусном" постановлении №121. Заявители требуют признать, что эти условия противоречат Конституции РФ и четырём федеральным законам.
Параллельно Госдума рассматривает законопроект о введении QR-кодов в общественных местах, который в том числе касается ресторанной отрасли. Федеральный центр уже отказался от аналогичных мер на транспорте и не торопится с принятием закона, опасаясь народного возмущения.
"Власти пытаются найти компромисс между необходимостью бороться с эпидемией и при этом не слишком злить людей. Они боятся этого протеста — он ведь затронул их социальную базу. Протестуют ведь не либералы, а "глубинный народ"", — отмечает политолог Аббас Галлямов.
В пятницу, 17 декабря, президент РФ Владимир Путин, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, заявил, что законопроект о QR-кодах в общественных местах необходимо доработать.
Возможно на фоне этих новостей Смольный вновь пойдёт на перенос цифрового режима в общепите, как и в прошлый раз ориентируясь на действия федерального центра.