Марат Хуснуллин: "Мы обязательно будем развивать рельсовый каркас агломераций"

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин рассказал "ДП" о будущем петербургского метро, жилом строительстве, а также о развитии инфраструктуры внутри и вне городов.

Что в "меню"?

Сейчас много говорится о развитии инфраструктуры в стране. Расскажите о том, что делается.
— В октябре правительство утвердило 42 стратегические инициативы, которые призваны дать дополнительный импульс социально–экономическому развитию в период до 2030 года. И хочу сказать, что вопрос наращивания объёмов строительства и модернизации инфраструктуры сегодня один из первостепенных. Качественная и современная инфраструктура — основа любого направления развития. Поэтому эти планы реализуются. В стране и до сегодняшнего дня велась большая работа, но в настоящее время идёт мобилизация сил и средств, необходимых для инфраструктурного прорыва. И здесь наши действия усилит одна из новых правительственных инициатив — программа "Инфраструктурное меню".
Что нового она предлагает? Какие результаты от неё вы ожидаете?
— "Инфраструктурное меню" — это набор финансовых инструментов, которые регионы могут выбрать для каждого отдельно взятого проекта. В основе инициативы лежит идея масштабного строительства инфраструктуры для создания комфортной городской среды, возведения нового жилья и повышения качества жизни граждан. Параметры и механизмы использования этих финансовых инструментов определены в послании президента Федеральному собранию.
Финансирование может быть направлено только на развитие разного рода инфраструктуры: социальной, инженерной, транспортной. Планируется строительство детских садов, школ, учреждений дополнительного образования, поликлиник и больниц, культурных и спортивных центров. По части транспорта и инженерии деньги пойдут на ремонт сетей ЖКХ, строительство отопительных и очистных сооружений, сетей водоснабжения, а также на развитие дорожной сети и модернизацию общественного транспорта. Также будут построены объекты по переработке мусора. Ряд проектов направлен на реализацию туристического потенциала регионов.
Считаю, что инициатива даст необходимый импульс для комплексного развития территорий и обновления городов. Благодаря программе будут улучшены жилищные условия. К 2024 году мы ждём повышения качества коммунальных услуг на 30%. Конечно, преобразования отразятся и на повседневной жизни людей — им будет обеспечен необходимый комплекс социальных услуг, появятся новые возможности для развития детей. А если все услуги имеются в шаговой доступности, не нужно использовать транспорт. Тогда в городах снизится интенсивность дорожного движения, что положительно скажется и на экологии.
А что при этом уже сделано в рамках "Инфраструктурного меню"?
— Мы закончили распределение инфраструктурных бюджетных кредитов в рамках отведённых регионам лимитов. Общий объём кредитования составит 500 млрд рублей. Правкомиссия утвердила заявки субъектов почти на всю сумму выделенных средств. Остался небольшой нераспределённый остаток, который также будет выделен регионам, но уже на конкурсной основе. Проекты самые разные — от жилищной застройки и улучшения городской среды до транспортного обеспечения и развития промышленных территорий, способствующего созданию новых рабочих мест.
Настолько эта программа популярна, что приходится устраивать конкурс?
— Хочу сказать, что всего для выдачи бюджетных кредитов нам поступило заявок на сумму около 1,4 трлн рублей — это почти в 3 раза больше установленного лимита. Вывод один — этот финансовый инструмент оказался очень востребованным. Поэтому мы рассчитываем на продление программы, чтобы до 2026 года направить в регионы на развитие инфраструктуры ещё 500 млрд рублей кредитов.
Помимо этого в "меню" входит и ряд других инструментов финансирования, в частности — предлагается использование инфраструктурных облигаций. С ними мы тоже уже работаем. Ещё "меню" предусматривает реструктуризацию бюджетных кредитов для развития инфраструктуры. Есть и другие возможности.

Баланс интересов общества и бизнеса

Какие нам ожидать изменения в развитии инфраструктуры Санкт–Петербурга?
— При развитии территорий мы особое внимание уделяем дорогам и транспортной инфраструктуре. В июле президент провёл совещание по вопросу транспортного узла Санкт–Петербурга и Ленинградской области, на котором положительно оценил всё, что уже сделано, и обозначил новые ориентиры для развития. Эти планы вписываются в разработанный правительством проект стратегии транспортного развития до 2030 года с прогнозом до 2035–го. Она будет направлена не только на развитие транспортных коридоров страны, но и на комплексную модернизацию транспортной инфраструктуры внутри городов с учётом общемировых тенденций.
Применительно к Санкт–Петербургу мы продолжим строительство дорожной сети федерального значения и одновременно обеспечим гармоничное транспортное развитие Санкт–Петербургской агломерации. Здесь, по аналогии с московской ЦКАД, будет построено удалённое дорожное кольцо — обход города. Помимо этого продолжится строительство и реконструкция существующих дорог и развязок.
А что будет с городским транспортом? Как в городах бороться с пробками?
— Что касается задачи комплексного развития общественного транспорта, то в целом по стране нам предстоит повысить мобильность населения более чем на 80% и обеспечить комфортное передвижение в городах и агломерациях. И важным шагом здесь будет создание новой экономической модели использования общественного транспорта. Для этих целей в 2021 году нами разработан новый кредитный инструмент для обновления общественного транспорта, в регионах и в ряде субъектов будут запущены пилотные проекты. Также мы работаем над созданием сети перехватывающих парковок вблизи конечных станций метро и наземных остановок, чтобы предложить автовладельцам использовать альтернативный вариант передвижения по городу — на общественном транспорте.
Это, безусловно, востребованное направление развития. При успешном его продвижении городской трафик значительно снизится, сократится и время в пути. По данным социологических опросов, 60% граждан готовы пересесть на комфортный общественный транспорт. И мы должны создать для этого условия — предложить всем слоям населения новый тренд по использованию доступного, современного и быстрого общественного транспорта, а также обеспечить инвестиционную привлекательность этой сферы для бизнеса. Наша новая инициатива "Мобильный город" предусматривает именно такое развитие.
О развитии какого вида транспорта идёт речь и какие вложения запланированы на эти преобразования?
— В 2030 году для 60 млн человек будут сформированы новые эффективные транспортные системы, обновятся 100% автобусов большого класса и до 80% троллейбусов и трамваев. Также в агломерациях будет модернизировано до 80% трамвайной и троллейбусной инфраструктуры, а это порядка 2,5 тыс. км. Модернизируя транспорт, мы учитываем и критерии его экологичности — отдаём предпочтение именно такому подходу при обновлении подвижного состава.
И конечно, сегодня особую роль мы отводим развитию железнодорожного транспорта. Он по–прежнему имеет большое значение для межрегионального сообщения Санкт–Петербурга. Сейчас нами прорабатывается запуск проекта строительства высокоскоростной магистрали в Москву в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Но также железнодорожный транспорт сегодня играет большую роль и в развитии инфраструктуры внутри агломераций.
Может ли Санкт–Петербург рассчитывать на поддержку инфраструктурных проектов в строительстве метро, учитывая его дороговизну и более низкую эффективность по сравнению с Москвой и другими городами?
— Мы обязательно будем развивать рельсовый каркас агломераций. И тут прежде всего я бы говорил о развитии городских электричек на инфраструктуре ОАО "РЖД". Этот транспорт решит проблему дорожных заторов и повысит мобильность городов. Более 20 регионов проявляют интерес к таким проектам и считают городские электрички перспективным видом транспорта. В том числе и в Петербурге мы планируем его внедрение.
Пока на развитие транспортной инфраструктуры для Петербурга выделено более 24 млрд рублей бюджетного кредита. Средства будут предоставлены до 2023 года на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых и будут направлены на обновление парка подвижного состава СПб ГУП "Горэлектротранс", а также на строительство дополнительной транспортной Шкиперской развязки автодороги "Западный скоростной диаметр". Проект улучшит транспортное сообщение Васильевского острова и обеспечит его круглосуточную связь с северными и южными районами города.
Какие инфраструктурные проекты, реализованные или планируемые в Петербурге, могут оцениваться как образец для подражания? Будет ли расширяться использование ГЧП в инфраструктурном строительстве, в том числе на примере проектов Петербурга?
— Механизм ГЧП активно применяется в инфраструктурном строительстве. В частности, он использован при строительстве и эксплуатации упомянутой автодороги "Западный скоростной диаметр". Для дальнейшего развития дорог с использованием этого механизма будет запущен ещё один важный для города масштабный проект "Широтная магистраль скоростного движения". Вообще государственно–частное партнёрство — эффективный инструмент для развития экономики. И мы озабочены повышением инвестиционной привлекательности регионов. ГЧП открывает больше возможностей для реализации новых проектов, осуществляемых с применением инновационных технологий. При этом важно сохранять баланс интересов общества и бизнеса, при котором производимый продукт будет не только востребован, но и материально доступен для конечного потребителя.
Какие курируемые федеральной властью программы и проекты вы считаете наиболее важными в том числе для Санкт–Петербурга?
— В число новых правительственных инициатив, подготовленных по поручению президента и одобренных в октябре председателем правительства, вошёл целый строительный блок. И реализация этих программ напрямую повлияет на развитие Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Речь идёт о комплексном подходе к развитию агломерации. Помимо перечисленных мною направлений, связанных с развитием инфраструктуры, в этот блок инициатив входят меры по уменьшению административных барьеров при строительстве, а также по переходу на прогрессивные информационные технологии на разных этапах строительного цикла. Это ускорит качественное строительство и повысит инвестиционную привлекательность отрасли. При этом важно, что будет создана Национальная система пространственных данных. Благодаря ей мы не только проведём инвентаризацию недвижимости и земельных ресурсов, но и ускорим до одного дня срок получения информации по этим объектам.
Все эти меры в конечном счёте положительно скажутся и на сокращении сроков жилищного строительства, и на наращивании его объёмов. Мы говорим не только о многоквартирных домах. Наши инициативы направлены и на развитие индивидуального жилищного строительства.

Уровень комфортного проживания

Это большая доля жилищного строительства. Какие будут изменения в сфере индивидуальных застройщиков?
— Есть новая инициатива "Мой частный дом", которой планируется оказать разностороннюю поддержку всем, кто строит дома для индивидуального проживания граждан. Мы обеспечим повышение доступности земельных участков для ИЖС: их можно будет выбрать из банка данных, а процедура по их оформлению будет упрощена. Также мы поддержим застройщиков в вопросах подключения к инженерным сетям. Помимо этого мы предложим программу ипотечного кредитования, а для защиты средств граждан при комплексной застройке территорий домами для индивидуального проживания будет введён механизм использования эскроу–счетов.
А как будет развиваться инфраструктура вне больших городов?
— На это направлена ещё одна инициатива: "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения". Она, с одной стороны, предполагает создание условий для интенсивного социально–экономического развития городских агломераций. С другой стороны, нам предстоит создать условия для устойчивого развития опорных населённых пунктов, а также малонаселённых территорий. Для этого нужно обеспечить необходимый уровень комфортного проживания в небольших посёлках, расположенных в границах агломераций и на других территориях. Чтобы остановить отток населения в большие города, необходимо развивать территории комплексно: строить новое жильё, равномерно создавать и модернизировать социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру, чтобы люди могли не только улучшить жилищные условия, но и получить все необходимые услуги, не выезжая в большие города. При этом сообщение между малыми населёнными пунктами и городскими центрами должно быть быстрым и удобным. К такой работе будет подключён Институт пространственного развития, который призван обеспечить единую градостроительную и транспортную политику агломераций и опорных пунктов.
Я рассказываю о новых инициативах, которые дадут мощный заряд работе по реализации существующих нацпроектов и программ. Они с успехом реализуются уже несколько лет и в значительной мере поддерживают развитие регионов.
Например, в стране шестой год работает программа "Стимул", созданная для поддержки жилищного строительства. Это востребованная программа кредитования регионов для развития необходимой инфраструктуры при строительстве жилья, и новые правительственные инициативы только усилят результат. Но базовым и наиважнейшим является нацпроект "Жильё и городская среда". Он действует с 2019 года. В рамках его реализации к 2030 году мы должны выполнить амбициозные задачи по улучшению в 1,5 раза качества городской среды и выйти на ежегодное строительство 120 млн м2 нового жилья. По итогам 9 месяцев этого года ввод жилья в Санкт–Петербурге опережает прошлогодние показатели на 5%.
Для понимания масштабности поставленной задачи обозначу: когда за весь срок реализации нацпроекта "Жильё и городская среда" мы введём в эксплуатацию 1 млрд м2, в стране каждый пятый квадратный метр жилой площади будет новым. Важность этого нацпроекта не является исключением и для Санкт–Петербурга во многом потому, что успех его реализации зависит от комплексного развития региона.
Досье: Марат Хуснуллин
⇢ Родился в 1966 году в Казани.
⇢ Окончил Казанский финансово–экономический институт и Открытый университет Великобритании. Кандидат экономических наук.
⇢ Начинал лаборантом обслуживания опытных установок, до 2001 года работал в различных компаниях, в том числе на руководящих должностях.
⇢ В 1999–2001 годах — депутат Госсовета Татарстана. В 2001–2010 годах — министр строительства, архитектуры и жилищно–коммунального хозяйства Татарстана. В 2010–2020 годах — заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.
⇢ С 2020 года — заместитель председателя правительства Российской Федерации.