Дела малого масштаба: какие доходы приносит бизнес на моделях поездов

Автор фото: Алексей Райкерус

Как и сколько можно заработать на мечте детства — немецкой железной дороге.

Наверняка многие, если не все представители поколения старше 30 мечтали в детстве о немецкой железной дороге — масштабных моделях локомотивов и вагонов, импортировавшихся из ГДР. Сегодня такие модельки тоже выпускаются, причём не только мировыми производителями, но и небольшими, иногда даже неофициальными предприятиями. Для многих их коллекционирование является серьёзным увлечением, а кто–то превратил хобби в бизнес. "ДП" узнал, как сегодня обстоят дела с железнодорожным моделизмом в Петербурге.
Первые отечественные модели железных дорог в масштабе 1:87 появились на прилавках ещё в 1982 году, когда курский приборостроительный завод "Счётмаш" выпустил набор из паровоза серии Ов, двух пассажирских вагонов, путевого материала и блока питания. Следующим релизом предприятия стал тепловоз ТЭП10. В 1992 году производственным объединением "Сокол" из Белгорода была представлена модель дизель–поезда ДР1, работа по созданию которой началась ещё до развала СССР.
Получив такое скудное количество моделей, любители отечественного подвижного состава занимались конверсиями немецкой продукции — перекрашивали и наносили русскоязычные надписи на тепловозы BR120 фирмы PIKO, являвшиеся аналогом советского М62, а паровозы BR52 превращали в трофейные ТЭ. Но в девяностые годы некоторые энтузиасты начали открывать собственные фирмы по серийному выпуску моделей. Появившиеся тогда в Петербурге "Пересвет" и "ТТ–модель" существуют по сей день.
"Сейчас мы занимаемся мелкосерийным производством — в месяц выпускается от 100 до 500 экземпляров моделей. При этом технологии позволяют перейти и на большие объёмы, но всё сдерживается спросом, — рассказывает “ДП” директор “Пересвета” Алексей Земсков. — Штат компании небольшой: на сборке у нас работают два человека, плюс один человек на покраске. А, к примеру, литьё мы заказываем на специализированных предприятиях, поскольку нет смысла для таких объёмов закупать дорогостоящее оборудование и нанимать сотрудников".
Модели, выпущенные "Пересветом", поставляются оптом в профильные магазины, каких в Петербурге несколько. К примеру, в "Семафоре" на улице Марата модель вагона–рефрижератора в масштабе 1:120 можно заказать за 1850 рублей, набор из двух миниатюрных цистерн обойдётся в 3990 рублей. По словам Алексея Земскова, себестоимость каждого конкретного артикула определить очень сложно. Дело в том, что она складывается из изготовления оснастки, а потом уже работы над каждым экземпляром. Чем больше моделей будет создано с одной оснастки, тем меньше будет и вклад в её стоимость.
"Есть модели, которые мы начали выпускать 20 лет назад, и они до сих пор пользуются большой популярностью у покупателей, а другие почему–то продаются гораздо меньшими тиражами, и, соответственно, себестоимость получается значительно выше. Наверное, это зависит от каких–то предпочтений потребителя, но не всегда удаётся их угадывать. Возможно, причина в том, что народ хочет модели тех локомотивов и вагонов, которые он видел своими глазами, что–то вспоминается из детства", — рассуждает глава "Пересвета".

Как получится

По мнению главного инженера проектов СПТБ “ВагонзаводЪ”" Алексея Райкеруса, прибыльным железнодорожный моделизм называть было бы вовсе неправильно. Он считает, что прежде всего это дело для души, а там уж — "как получится". Существует множество авторских коллективов, работающих без образования юридических лиц, но выпускающих достойные мелкосерийные масштабные модели железнодорожного транспорта.
"У индивидуальных авторов и авторских коллективов модели приобретают скорее ввиду желания иметь в своей коллекции эксклюзив, которого вообще больше ни у кого нет или нет у большинства коллекционеров. К тому же эксклюзивная модель оценивается на рынке в разы дороже, чем серийная или мелкосерийная. Тут общие для любого продукта правила также работают", — уверен Алексей Райкерус.
Соглашается с коллегой и моделист Олег Волузнев: даже если автор сделает качественную и красивую работу, это будет просто мелкосерийный или единичный продукт, говорить о каком–то развитии рынка нельзя. По словам мастера, его работы приобретают в основном такие же моделисты. Это могут быть также наборы для самостоятельной сборки и покраски, которые покупают для себя либо для доработки и перепродажи другим таким же любителям.

Опусти 100 рублей — и поедет

Ещё одним вариантом заработка для опытных моделистов может стать изготовление железнодорожных макетов с путевым развитием, зданиями, деревьями. Стоимость осуществления такого проекта исчисляется уже сотнями тысяч рублей. К примеру, коммерческие макеты можно увидеть в некоторых торговых комплексах — если опустить купюру в терминал, то запускаются составы, включаются светофоры, а в окнах домиков зажигается свет.

Остаточный принцип

Стоит отметить, что европейские производители, к примеру PIKO или ROCO, тоже иногда выпускают модели отечественного подвижного состава. К примеру, модель тепловоза М62 в масштабе 1:87 от ROCO в зависимости от модификации и "начинки" можно купить в магазине в диапазоне от 16 тыс. до 25 тыс. рублей. В пределах этих сумм, как правило, можно приобрести только стендовую — без двигателя — модель отечественного производства. При этом, по словам Олега Волузнева, за рубежом модели с логотипом РЖД и СЖД выпускаются "по остаточному принципу" — российский рынок с его объёмом спроса просто не интересует такие крупные компании.
"Модель широко распространённого у нас тепловоза ЧМЭ3, изготавливаемая PIKO, появилась только за счёт чешского покупателя. Прототип выпускался чехословацкой компанией ČKD Praha как для СССР, так и для собственных железных дорог под другим названием. Но когда создана сама модель, нанести на определённое количество экземпляров российские маркировки совсем не затратно, поэтому небольшие партии и делаются для нашего рынка. То же самое с “Сапсанами”, аналог которых под названием Velaro работает на железных дорогах разных стран", — объясняет Олег Волузнев.

Смотрят руками

Что касается каналов сбыта железнодорожных моделей отечественного производства, то для более или менее крупных фирм это специализированные магазины, которые торгуют как офлайн, так и через интернет. Самозанятые мастера, как правило, уже известны в кругах моделистов, и к ним клиенты обычно приходят сами. Плюс в социальных сетях существует достаточно групп, где можно купить и продать как новую, так и подержанную модель. При этом не все моделисты согласны, что будущее исключительно за теми или иными видами онлайн–торговли.
"Магазины–клубы продолжают свою работу и гораздо более ценны для общения коллекционеров. Да и понимающий своё дело коллекционер–корифей, как правило, никогда не приобретёт масштабную модель, не подержав её в руках, не оценив все её прелести, а может быть, и недостатки, — уверен Алексей Райкерус. — Главным таким форумом в Петербурге уже почти 30 лет служит международная выставка “Железнодорожная модель — 2021”, которая ежегодно проводится в Центральном музее железнодорожного транспорта на Садовой".