Стать автором своей судьбы: роль бизнеса в социализации детдомовцев

Автор фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Директор автономной некоммерческой организации социальной реабилитации детей–сирот и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, "Наставнический центр Александра Гезалова" объяснил корреспонденту "ДП", зачем бизнесу помогать детям из социальных учреждений и как это правильно делать, чтобы дать ребёнку ключ к его будущей жизни.
Александр Гезалов
Воспитательная система в детских домах ведь не один день складывалась. Почему она такая получилась?
— В советское время считалось, да и сейчас считается, что в основе воспитания должна быть трудовая повинность. Но в начале 2000–х был принят закон, запрещающий детям в социальных учреждениях работать. Всё за них делали нянечки и другой персонал. Воспитывался человек, который всё получал — питание, уход, развлечения. Воспитывался иждивенец, потребитель. Это произошло лет 10 назад. Это привело к полной жизненной дезориентации. Ребёнок ни в чём реальном не участвует, только в праздниках, танцах, развлечениях и получении подарков от внешних данайцев.
Но ведь это же делалось с благой целью.
— Да, когда в советское время была трудовая повинность, в нашем детском доме, например, было своё подсобное хозяйство. Мы работали, это было вроде полезно, но у нас была жесточайшая дедовщина. Вкалывали маленькие, а старшие их погоняли. Это привело к другому перекосу. Бытовые потребности: уборка за собой, мытьё, покупка элементарных вещей — не воспитываются в детском доме. Ребёнок, по сути, предоставлен сам себе.
Основной проблемой вы считаете слабое формирование личности выпускника детского дома. Ребёнок сам не участвует в процессе развития. Но эти же проблемы у детей из полных семей.
— Домашний ребёнок всегда бывает во внешней среде, которая на него влияет. Живущий в детском доме всегда в закапсулированном пространстве, влияние внешней среды на него минимально. И здесь крайне важно, чтобы само социальное учреждение имело возможность разноформатно вовлекать ребёнка в различные трудовые обязанности. Во–вторых, он должен заниматься вопросами самообслуживания. В–третьих, на мой взгляд, выпускник детского дома обязан выходить в мир с профессией. Ребёнка в семье так или иначе нацеливают на профессию родители. А у нас больше 90% детей выходят из детских домов, не имея ни малейшего представления, чем бы они могли заниматься.
Проживая какое–то время в щедрых одарениях, понимая, что он такой несчастный и ему все должны, ребёнок начинает думать, что так будет всегда. И сталкиваясь со взрослой жизнью, оказывается к ней не готов. На выходе получается полностью десоциализированный, не обладающий ресурсами выживания подросток, не понимающий и боящийся внешнего мира.
Насколько возможно жизненный маршрут прочертить самому ребёнку?
— Нужны профессиональные специалисты, которые могли бы качественно направлять ребёнка. Здесь недостаточно, чтобы рядом находился человек, который пытается быть добрым, хорошим, отзывчивым. Для профессиональной ориентации этого мало. Необходимы серьёзные компетенции, чтобы подросток выстраивал свой маршрут уже в детском доме. Причём считал бы, что делает это самостоятельно. Например, образовательный маршрут. Чаще всего воспитанники выходят из детских домов с плохими знаниями и отметками, низкими баллами ЕГЭ. В приличный вуз им не поступить. Ликвидировать образовательное отставание — задача детского дома. По большому счёту это должно быть прописано в уставе детского дома: ответственность учреждения за будущее ребёнка. Этого и близко нет. Соответственно, воспитатель не строит маршрут будущего, не закладывает в своего подопечного основные понятия выживания во внешней среде. Профессия, семья, законопослушность, уважение других границ, взаимодействие с обществом, созидательное проживание и так далее. По сути, ребёнок на выходе стартует на луну без всякой подготовки.
Какова роль бизнеса в формировании ребёнка из детского дома?
— Во–первых, одна из проблем вообще добровольчества в России — это дублирование деятельности государства. Бизнес может исправить недоработки системы, что привело бы к коррекции получения образования, трудовых навыков, основ самостоятельной жизни. Это главные болевые точки социальных учреждений, на которые просто никто не обращает внимания. Например, очень важно проводить клиническое обследование ребёнка не только на входе, но и на выходе из детского дома. Важно знать о проблемах, с которыми он покидает стены детского дома. Нужен профессиональный клинический психолог, который мог бы построить маршрут реабилитации ребёнка в рамках системы. Бизнес мог бы помочь добавить отсутствующие в детском доме вакансии. Вложиться не в подарки, а в подготовку подростка к самостоятельной жизни. Не устраивать концерты, а создать условия, в которых начнётся его саморазвитие и понимание того, что он сам ответственен за своё будущее. Ребёнок должен стать автором своей судьбы.
Например, обустроить тренинговые квартиры для самостоятельной жизни. Причём не в черте детского дома, а в реальной многоэтажке, чтобы научить выносить мусор, ходить за покупками, пользоваться лифтом и домофоном. Сейчас эти тренинговые комнаты оборудуют в стенах детского дома. И подросток всё равно остаётся в привычной парадигме. Из кухни принесут продукты, что–нибудь приготовят и потом уберут. Нужно выдёргивать из среды, загружать проблемами и помогать их решать.
Как действовать бизнесу при приёме на работу выпускников социальных учреждений?
— Очень часто воспитанники не доходят до мест трудоустройства, потому что не обладают элементарным навыком посещения мест, где нужно написать заявление, рассказать о себе, написать резюме. Здесь, конечно, требуется предварительный рассказ о вакансиях и понимание того, что ребёнок будет стесняться, бояться, не знать элементарного. И это для него нормально. Он нуждается в вашей помощи. И форма дальнейшего сопровождения и наставничества крайне важна. Как и в принципе рассказы о профессиях, которыми не очень сложно овладеть. Есть ограничения, существующие у детей из социальных учреждений.
А зачем частному предпринимателю организовывать наставничество?
— Во–первых, есть социальная ответственность бизнеса. Особенно перед детьми, которые без вашего участия пропадут. Людей с осознанием необходимости помочь слабому много. Подключить к своему производству, не дать завязнуть в криминале. Просто оздоровить обстановку в обществе, в котором находитесь вы сами и ваши дети, — это задача не только благородная, но и прагматичная. Бизнесу просто выгодно помочь в самореализации выпускников социальных учреждений. Мотивировать их к работе. Бизнесу нужны будущие работники. Не дублировать помощь государства, а помочь обустроить нормальную жизнь вне стен детского дома.
Какой должна быть общероссийская программа, которая бы готовила и бизнес, и детей к совместным действиям?
— Сегодня социальный заказ государства направлен на то, чтобы выпустить из детского дома созидательного, способного самостоятельно справляться с трудностями человека. И со стороны общества есть потребность социальной интеграции этих подростков. И подросток всё чаще хочет состояться в нормальной среде. Просто нужно бизнесу поддержать и развивать эти потребности общества, государства и ребёнка. Только наставничество помогает интегрировать выпускника детдома в общество. Задача бизнеса создать такое пространство, в котором молодой человек рос бы не только в комфорте, но и в условиях, развивающих его личность. Дать ключи к его будущей социализации. Ребёнок принимает всё, что мы ему даём. Вот и нужно дать ему будущее.

Стоит захотеть, прорвёшься

Ирина Шауфлер, благотворительный кластер "Анна помогает"
Ефим родился в колонии общего режима. Всё детство провёл в детском доме, выпустился в 17 лет и переехал в общежитие колледжа.
Учёба быстро потеряла для него смысл, он перестал ходить, и его отчислили. Переехал в квартиру к маме. К нам в кластер он пришёл одним из первых и прошёл курс профессиональных навыков "школа бариста". Сейчас стажируется за баром в нашей благотворительной кофейне "Эр10". Он один из самых увлечённых ребят и лучше всех варит кофе.
На программу "социальный патронат" выпускник встал около полугода назад. Тогда вместе с куратором они поставили ряд целей и задач: получить квартиру, найти постоянную работу, окончить учёбу и долечить ногу. Дело в том, что примерно за месяц до этого он сломал ногу, ему сделали операцию и поставили пластины, чтобы перелом срастался.
Это и было одной из самых сложных задач для выпускника — дойти до больницы и сделать повторную операцию, чтобы вынуть пластины. Кость к тому времени уже срослась, нужно было срочно делать операцию, но он всё откладывал и откладывал. В какой–то момент куратор принял решение "взять за ручку" и отвезти выпускника в больницу на экстренную госпитализацию.
Тогда на операцию его не приняли, но это стало толчком к тому, чтобы начать двигаться к цели. Совместно с куратором выпускник записался на консультацию к хирургу, прошёл все необходимые обследования и комиссию. Не всегда всё получалось с первого раза — иногда выпускник забывал нужные документы и приходилось перезаписываться на приём заново. Но в конце концов Ефима прооперировали, вынули из ноги пластины, и процесс, длившийся 3 месяца, успешно завершился. Буквально через неделю после операции он уже вышел на работу в кофейню.
Сейчас выпускник получил свою квартиру, самостоятельно готовится к экзаменам для поступления в колледж и активно ищет работу. Перспективы у Ефима хорошие.