Второе дыхание: что поможет разгрузить Петербург и его окрестности

Автор фото: Михаил Тихонов

До появления Николаевской железной дороги Петербургу делали одно нарекание: город расположен "на конце России и далеко от центра Империи". С тех пор прошло 170 лет. За это время сообщение между городами значительно расширилось, появились скоростные поезда. Однако теперь на первый план вышла другая проблема: транспортная инфраструктура Северной столицы не поспевает за развитием петербургской агломерации.

"ДП" решил проследить наиболее важные этапы становления российских железных дорог и понять, как они влияют на современное развитие города, помогают модернизировать железнодорожную отрасль в целом, а главное — каких изменений ждать горожанам в транспортной сфере в ближайшие годы.
1851
Несмотря на протесты министра финансов графа Егора Канкрина, связанные с большой стоимостью проекта и сложностью его реализации, 1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяжённостью 650 км.
Автор: Август Петцольт. Галерея Санкт-Петербургской станции 1851 год. Архив Музея железных дорог России
Регулярное движение по ней было открыто 1 ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут по Николаевской (ныне Октябрьской) дороге отправился первый пассажирский поезд, состоявший из шести вагонов, и прибыл в Москву на следующие сутки в 9 часов утра. Всего в пути он пробыл 21 час 45 минут, двигаясь со скоростью около 37 вёрст в час (менее 40 км/ч). Эта магистраль стала первой двухпутной в стране и стратегически важной для всего государства, хоть и появилась после Царскосельской и Варшаво-Венской железных дорог.
Особенность Николаевской железной дороги Санкт-Петербург — Москва в том, что она стала первой магистральной, которая выполняла перевозку грузов и пассажиров на большое расстояние. Всё, что для нас сейчас привычно, зародилось именно там. Это был высокоперспективный проект. Она связала две столицы и была изолирована от Европы. Двухпутная, на щебёночном балласте, по оснащению дорога опережала своё время, благодаря этому мы используем её до сих пор. А ведь в середине XIX века никаких гарантий, кроме расчётов гениального учёного, инженера, первого министра путей сообщения Российской империи, Павла Мельникова, не было. Появление этой дороги повлекло за собой решение множества сопутствующих задач: создание необходимой дорожной инфраструктуры, депо, системы подвоза топлива, проектирование вагонов разных классов, усовершенствование локомотивов, строительство путепроводов, возведение вокзалов. Помимо этого, был дан мощный толчок развитию внутригородского сообщения.
Алексей Вульфов
председатель Общества любителей железных дорог
XX век
К началу XX века в Петербурге насчитывалось семь железнодорожных вокзалов. Из них до нашего времени не сохранились Варшавский, Охтинский и Приморский. Зато появился один новый — Ладожский рядом с одноимённой станцией метро.
Витебский вокзал
Автор: Михаил Тихонов
1931
В этом году от Московского вокзала отправился в рейс первый в СССР фирменный поезд "Красная стрела". До него пассажирский поезд преодолевал расстояние до столицы за 15 часов, новый же состав "долетал" за 10 часов. Позднее благодаря использованию на линии новых пассажирских тепловозов ТЭ7 это время сократилось до 6 часов 20 минут. А уже в 1965 году началась эксплуатация поезда "Аврора", который мог развивать скорость до 130 км/ч и преодолевал расстояние более 600 км за 5 часов.
Автор: Андрей Кульгун
1933
В 1933 году по линии Петербург — Ораниенбаум поехали электрички. Наряду с дорогой Баку — Сабунчи и Москва — Мытищи Петергофская линия стала одной из первых электрифицированных в СССР.
Автор: Сергей Коньков
1941-1944
Огромную роль железнодорожное сообщение сыграло в годы блокады Ленинграда. Подвоз топлива и продовольствия к Ладоге, возведение железной дороги на льду, наконец, "Дорога Победы", по которой в 1943 году к перрону Финляндского вокзала стали прибывать поезда с Большой земли.
Автор: Пётр Ковалёв
1984
Непосредственными предшественникам современных "Сапсанов" стали электропоезда ЭР200, запущенные в эксплуатацию в 1984 году. На них можно было добраться до Первопрестольной всего за 4 часа 50 минут.
2001
В России началась реформа железнодорожного транспорта. В её рамках хозяйственные функции Министерства путей сообщения были переданы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).
2009
17 декабря 2009 года состоялся первый рейс скоростного поезда "Сапсан", который стал визитной карточкой ОАО "РЖД". Большую часть пути состав пролетает со скоростью 200 км/ч, а на участке Окуловка — Мстинский Мост его скорость достигает 250 км/ч. Таким образом, дорога между двумя городами федерального значения теперь занимает 3,5 часа.
Автор: Михаил Тихонов
2010
12 декабря высокоскоростной электропоезд Allegro совершил свой первый рейс по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург. На дорогу пассажиры потратили всего 3,5 часа, а пограничный и таможенный контроль прошли во время следования поезда.
Автор: Сергей Коньков
Наши дни
Можно сказать, что на сегодняшний день воля Николая I "связать столицы как бы воедино" выполнена практически на 100%: с внедрением "Сапсанов" добраться из Петербурга в Москву совсем не составляет труда. Тем более сейчас в разработке проект высокоскоростной магистрали, путь по которой между городами сократиться ещё больше — до 2,5 ч! Это подтверждает то, что прогресс не стоит на месте и мы продолжаем развивать железные дороги, используя богатое наследие наших предков.
Однако сейчас чиновники всё чаще стали задумываться, как можно имеющиеся наработки направить на благо организации внутригородского сообщения в Петербурге. Ведь, по оценкам специалистов, пропускная способность существующих дорог агломерации уже практически исчерпала свои возможности. И это несмотря на то, что за последние 10 лет в городе появились такие важные трассы, как КАД, ЗСД, М-11.
Автор: Евгений Асмолов
Что же можно сделать? Строительство обходных дорог сильно не повлияет на ситуацию в центре Северной столицы, запуск новых веток метро решил бы вопрос, но сопряжён с серьёзными затратами для бюджета и сложностями работы с петербургским грунтом. Остаётся расширение железнодорожных перевозок. И в правительстве уже есть планы по интеграции наземного рельсового транспорта в городскую пассажирскую систему, которые отражены в Комплексной программе мероприятий.
Во-первых, рассматривается вопрос о выведении грузовых железнодорожных перевозок за черту города при помощи двух обходов общей протяжённостью более 150 км: Северо-Восточного (из Павлово-на-Неве в Орехово) и Юго-Западного (от Владимирской к Бронке). Это позволит освободить исторический центр от транзитного трафика. Во-вторых, не раз обсуждался вопрос о важности организации тактового движения в направлении Сестрорецка, Тосно, Гатчины, Колпино и Пушкина. Жители этих районов активно пользуются электричками, но, к сожалению, сегодня имеющиеся интервалы движения на этих направлениях слишком велики и не решают проблему загруженности городских дорог. Ещё один перспективный проект — запуск скоростной электрички от Балтийского вокзала в аэропорт Пулково. Надо заметить, что он находится в высокой степени проработки.
Каждый этап развития железнодорожной сети неминуемо отражается на всей транспортной инфраструктуре Петербурга. Увеличивается грузопоток, растёт количество пассажирских перевозок, появляются новые туристические маршруты. Всё это способствует развитию наземного транспорта, сферы услуг, строительству дорог и развязок. Главными доминантами формирования внутригородского транспортного сообщения становятся вокзалы, вокруг них формируются новые поселения, жилые районы. Поэтому можно говорить о том, что железные дороги — это своего рода артерии любого современного мегаполиса.
Алексей Вульфов
председатель Общества любителей железных дорог
"Эти мероприятия сразу повысят привлекательность железнодорожного сообщения. Например, пассажир электрички доедет от Девяткино или Купчино до центра города быстрее и не дороже, чем при пересадке на метро. При этом необходимо концентрироваться на направлениях, дающих наибольшую эффективность, для чего проанализировать прирост пассажиропотока относительно возможных инвестиций", — рассказал "ДП" профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ, доктор экономических наук Андрей Горев.
В свою очередь, председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков подчеркнул важность прорабатываемых сегодня проектов в условиях текущего градостроительного развития города, его растущих жилых микрорайонов на периферийных территориях, а также с учётом выноса производств из промышленного пояса исторического центра.
В комитете по транспорту "ДП" также напомнили, что постановлением правительства Санкт-Петербурга уже создана рабочая группа с участием представителей заинтересованных организаций и учреждений, в рамках которой осуществляется взаимодействие между городом и ОАО "РЖД" по вопросам реализации существующей Комплексной программы. Если следовать всем её этапам и грамотно интегрировать железные дороги в обновлённую транспортную инфраструктуру мегаполиса, это может кардинально изменить облик Петербурга в лучшую сторону, сделать его более современным, удобным и привлекательным как для местных жителей, так и для гостей города.