Практически все подрядные работы на ремонт новгородских дорог достаются компаниям из других регионов. Местным компаниям, которые уже много лет успешно работают и платят налоги в региональный бюджет, остаётся лишь 10-15% от дорожных расходов. "ДП" разбирался, почему это приходит и кому они достаются.
В рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", согласно планам нацпроекта, к концу 2024 года в Новгородской области должны быть приведены в нормативное состояние более 50% дорог регионального и межмуниципального значения и более 85% дорог, входящих в состав Новгородской агломерации. За последние 3 года было отремонтировано 802 км региональных и межмуниципальных дорог. А в ближайшие 3 года, по словам директора "Новгородавтодора" Константина Куранова, на ремонт дорог будет тратиться более 3 млрд рублей ежегодно. Всего к 2024 году на эти цели будет израсходовано 15 млрд рублей.
Впрочем, новгородским дорожным компаниям, которых должен радовать такой "золотой дождь", не до особой радости. Все значимые подряды достаются варягам — компаниям из других регионов.
Так, в августе этого года разыграли несколько контрактов: на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Волотовском и Солецком муниципальных округах Новгородской области на сумму 994,3 млн рублей, на ремонт в Боровичском муниципальном районе на 991,4 млн рублей, на ремонт в Валдайском муниципальном районе на 991,1 млн рублей. Во всех трёх случаях победитель был один — ООО "Союз Автодор", учредителем которого выступает Александр Комков. Всего с 2017 года компания, по данным ЕИС "Закупки", выиграла в Новгородской области 19 госконтрактов на сумму 13 млрд рублей. На втором месте — АО "Сму-Дондорстрой", у которого семь госконтрактов на сумму 2,9 млрд рублей. На третьем — АО "ДЭП № 33": три госконтракта на сумму 2,7 млрд рублей.
Все три компании не имеют отношения к Новгороду. Так, ООО "Союз Автодор" (бывшее ООО "Дсу-1") зарегистрировано в Ивановской области и, по мнению участников рынка, может быть связано с Дормостроем и соучредителем Езидского конгресса авторитетным бизнесменом Телманом Ферояном.
АО "Сму-Дондорстрой" из Ростова-на-Дону, а ДЭП №33 — из Владимирской области. Впрочем, у этих двух компаний есть общее — это акционерные общества (а значит, владельцев, даже номинальных, увидеть в открытых источниках не удастся), а держатель реестра акционеров и там и там ООО "Южно-региональный регистратор". Кроме того, как пишут новгородские СМИ, у СМУ-ДонДорстрой есть филиал, адрес которого внезапно совпадает с тем, где зарегистрирован тот самый ДЭП №33, — Владимирская область, Вязниковский район, г. Вязники, Большая Московская ул., д. 60.
Есть ещё одно, что объединяет все эти компании: они пришли работать на новгородскую землю после 2017 года. То есть с приходом на губернаторский пост Андрея Никитина, ранее курировавшего в АСИ проект "Качество дорог РФ". Как говорят участники рынка, именно с этого момента количество крупных лотов на ремонт новгородских дорог резко выросло. Если раньше на электронные торги подряды на ремонт дорог выставлялись поодиночке и стоимость контрактов составляла 50-100 млн рублей, то в последнее время дороги идут оптом, в одном аукционе может разыгрываться до 20 дорог.
Как объясняют участники рынка, "Новгородавтодор" формирует очень крупные лоты (в среднем на сумму около 1 млрд рублей каждый) для того, чтобы отсеять небольших участников. Причём лоты собираются за счёт объединения работ по ремонту на нескольких участках разных, не связанных между собой дорог. К примеру, в одном из лотов заказчик объединил 13 участков автомобильных дорог, расположенных в двух соседних муниципальных районах. В результате одно из обязательных требований к потенциальным участникам торгов — опыт исполнения одного контракта по аналогичному виду работ на сумму не менее 20% от начальной максимальной цены заявленного контракта в лоте — становится непреодолимым препятствием для новгородских дорожников. Они имеют действительный опыт исполнения множества аналогичных контрактов, но ни одного на требуемую сумму (20% от суммы заказа в данном случае — 180-200 млн рублей).
А чем больше участников, тем выше конкуренция, а значит, и выше экономия бюджетных средств. В данном случае всё, похоже, наоборот. Так, по данным ЕИС "Закупки", экономия на дорожных торгах в Калужской области составляет 26,1%, в Смоленской — 11,2%. А в Новгородской она равна арифметической погрешности — 0,43%. При этом доля торгов в области с лотами более 100 млн рублей — 99%. Это самый высокий процент в России. В большинстве регионов крупные и небольшие контракты распределены поровну. При этом крупные контракты не превышают 300-400 млн рублей.
По мнению участников рынка, этих данных может быть достаточно для проведения правоохранительными органами региона проверки проведения на территории Новгородской области закупок на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги".
По словам экспертов, обеспечивается возможность участия в закупках только определённому кругу лиц, что, согласно законодательству, "является ограничением конкуренции и использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства".
Дорожники попытались отстоять свои права в суде. Так, в 2020 году в Арбитражный суд Новгородской области был подан 21 иск (их объединили в семь процессов из-за схожих требований) по семи состоявшимся аукционам на дорожные ремонты на общую сумму около 7 млрд рублей. Новгородский арбитражный суд, рассмотрев дело по ремонту дорог в Парфинском муниципальном районе, иск удовлетворил. Действия ГОКУ "Новгородавтодор" были объявлены незаконными. Но власти опротестовали дело в апелляции, которую выиграли, доказав, что объединение в один лот ремонта шести разных дорог в Парфинском муниципальном районе обосновано тем, что все они примыкают к опорной автомобильной дороге регионального значения Новгородской области Подлитовье — Парфино — Старая Русса (49К-11), тем самым образуя, хоть и не закреплённую законодательно, локальную сеть конкретного муниципального образования.
Завтра суд рассмотрит кассационную жалобу и примет окончательное решение о судьбе новгородских дорог.