Обустройство придомовой территории становится индикатором качества среды проживания — потребитель ждёт разнообразия, девелоперы стараются не скупиться.
Современный покупатель при выборе жилья смотрит не только на планировки, но и на двор, площадки, зелёные зоны. Именно поэтому застройщики готовы потратить 4–7% бюджета проекта на то, чтобы не просто создавать среду за пределами дома, но и сделать её особенной, индивидуальной.
В отличие от строительства домов, где много регламентов и правил, благоустройство территории ЖК по большей части является доброй волей застройщика — есть нормы озеленения, есть требования к детским площадкам, но в целом обязательств не так много. В прошлом году Минстрой и ДОМ.РФ выпустили сборник рекомендаций, учитывающих современные урбанистические тренды развития городской среды — "Стандарт комплексного развития территорий".
Как рассказал генеральный директор СРО А "Объединение строителей СПб" Алексей Белоусов, Стандарт применяется, в том числе, для развития территорий жилой застройки и благоустройства открытых общественных пространств. "С этого года регионы уже смогут пользоваться этим документом, предназначенным стать ориентиром для девелоперов и органов госвласти, определяющих градостроительную политику развития городов, — поясняет Алексей Белоусов. — Но что касается его применения на конкретных территориях в полном объёме, то сделать это, к сожалению, непросто — в первую очередь, по экономическим соображениям".
Между тем, в Петербурге в силу высокой конкуренции на рынке жилья в новостройках эти принципы реализуются, иногда даже с избытком. Стандарты стандартами, но на самом деле благоустройство — это творческий процесс, в котором участвует команда экспертов в самых разных областях: архитекторов, генпланистов, социологов, психологов, маркетологов, специалистов по озеленению.
Кроме того, когда начинается продажа квартир в жилом комплексе, благоустройство и его детали становятся маркетинговыми аргументами, которые придают проекту дополнительную привлекательность в глазах покупателя. Состояние придомовой территории сегодня интересует потребителя наряду с архитектурой, планировками и материалами. "Благоустройство всё чаще и чаще становится одним из важных критериев выбора, средовая экосистема очень важна, и, я думаю, всё больше людей это понимает и чувствует, — рассказывает заместитель генерального директора СК "ЛенРусСтрой" Максим Жабин. — Психологи отмечают, что ребёнок, который растёт в качественной среде, в контакте с природой и интересным окружением, получит более качественные личностные характеристики, нежели человек, выросший в бездушной коробке".
Пространство для фантазии
Не последнюю роль для качественного благоустройства играет и площадь, выделяемая под него в рамках жилого комплекса. Так, в проектах ГК "Ленстройтрест" этот показатель составляет не менее 40%. "Вне зависимости, какую квартиру выберет покупатель — он получит вид на благоустроенный и озеленённый двор или на лесополосу, — поясняет директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест" Ян Фельдман. — Цена "квадрата" в квартирах с такими видами будет на 10-15% выше, но потребитель готов ради этого увеличить бюджет покупки".
На территории ЖК NEWПИТЕР компания "Строительный трест" оборудовала две открытые общественные террасы — пространства, позволяющие организовать досуг жильцов любого возраста. "На террасах находятся площадки для отдыха с лежаками, столиками и перголами, — рассказывает директор по продажам компании "Строительный трест" Сергей Степанов. — Также оборудованы подвесные кресла-качели, которые нравятся как детям, так и взрослым. По всей площади террас расставлены деревянные контейнеры с цветами".
Благоустройство жилого комплекса сегодня обязательно включает в себя озеленение, размещение парковочных мест, сеть удобных и эстетичных пешеходных связей, места для сбора мусора, пространства для разнообразных активностей: игровые, спортивные, а также площадки для спокойного времяпрепровождения, обобщил Максим Жабин. Опционально добавляются другие рекреационные зоны: так, в нашем жилом районе "Новое Горелово" появились полукилометровый бульвар с многоуровневой подсветкой и плейхаб на площади 4,5 гектара с и тематическими аттракционами, зонами для активного и спокойного отдыха всех возрастов, с вело- и беговыми дорожками. Этой весной началось благоустройство сквера на проспекте 75-летия Победы.
Грамотно спланированное пространство предполагает максимум функциональности.
Дорогое удовольствие
Понятно, что на территории жилого комплекса сами по себе деревья не вырастут и детские площадки не появятся. Всё это требует материальных затрат. При этом, как отмечает руководитель группы маркетинга компании ЦДС Наталья Кукушкина, самое дорогое в благоустройстве — базовые вещи вроде покрытий. "Резиновое покрытие, асфальт или тротуарная плитка поглощают больше половины бюджета на благоустройство, — уточняет она. — Непосредственно качели и карусели могут стоить очень по-разному в зависимости от производителя, материалов. Например, в нашем проекте бизнес-класса ЦДС "Чёрная Речка" мы используем датское оборудование компании Kompan, террасную доску, геопластику — это всё довольно дорогие решения, но они соответствуют заявленному классу объекта".
По словам Максима Жабина, самое дорогое в реализованном благоустройстве жилого района "Новое Горелово" — это авторские малые архитектурные формы, которые создавались исходя из современных тенденций и возможности интегрировать их в конкретную жилую среду.
Как рассказал начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований "Главстрой Санкт-Петербург" Дмитрий Ефремов, в среднем затраты на формирование комфортной придомовой территории могут доходить до 5–7% от общей себестоимости проекта.
Ян Фельдман поясняет, что доля расходов на комплексное благоустройство, включая озеленение и наполнение общественных пространств, зависит от класса, расположения жилого комплекса и площади застройки. "Наша компания выделяет на эти цели около 5% от общей себестоимости проекта, что в среднем в два раза выше, чем при стандартном нормативном благоустройстве", — уточняет спикер.
Про затраты в 4–5% на комплекс мер по облагораживанию территории говорит и Сергей Степанов. "Конечно, цифра может меняться в зависимости от конфигурации проекта жилого комплекса, — отмечает он, — что касается стоимости конкретных элементов, то дорогостоящими могут быть материалы для мощения пешеходных зон, крупномерные деревья, площадки с игровым или спортивным оборудованием, геопластика. Всё зависит от проекта благоустройства".
Формы и форматы
Подход к наполнению территории по принципу "газон-качели-лавочка" устраивает уже редкого девелопера. Сейчас внутренне пространство дворов и окружение домов тщательно продумывается: чтобы удовлетворить запросы всех категорий жильцов, внимание уделяется и внешнему виду, и используемым материалам.
"В последние несколько лет в тренде экологичность, — рассказывает Максим Жабин. — Для малых архитектурных форм — это использование дерева и разнообразных природных материалов, а также материалов приближенных внешне и тактильно к натуральным. В качестве игровых элементов могут выступать природные камни, пни, зелёные холмы, насыпи из песка". По словам эксперта, минималистичность, уход от излишней декоративности мафов — это тоже тренд. Рынок их разработки и производства в последние годы активно развивается благодаря конкуренции и востребованности, и сегодня, по оценкам девелоперов, многие элементы благоустройства отечественного "происхождения" не уступают по качеству зарубежным аналогам.
"Мы стараемся избегать "штамповки" удачных решений благоустройства для того, чтобы каждому пространству в "Новом Горелово" придать собственную айдентику", — резюмирует Максим Жабин.
Тренд на использование экологичных материалов и нейтральных цветов также отмечает Сергей Степанов: "Покупатели уже насытились яркими досуговыми зонами и площадками, поэтому актуален запрос на более спокойные тона". Он рассказал, что благоустройство дворов "Строительного треста" происходит с применением массива дерева — из него выполняются основные элементы детских площадок, столы и скамейки, перголы, урны. "Все малые архитектурные формы российского производства, — уточняет Сергей Степанов. — Это оборудование очень хорошего качества, которое устраивает и нас, и новосёлов".
В плане организации внутреннего пространства комплексов важную роль играет зонирование. "Для придомовых пространств в ЖК "Северная долина" мы выбрали концепцию OUTSIDE, которая предполагает формирование современных многофункциональных workout-площадок, мест для занятий уличной гимнастикой, — рассказывает Дмитрий Ефремов. — Игровые площадки и городки для детей разных возрастов соседствуют с зонами для отдыха и занятий спортом, чтобы у родителей была возможность присматривать за детьми и самим с пользой проводить время".
По словам Дмитрия Ефремова, создание скульптурных композиций, инсталляций и арт-объектов наряду с обязательными элементам благоустройства придаёт индивидуальность жилому комплексу и формирует уникальную атмосферу, привлекает к себе внимание и запоминается.
Среди малых архитектурных форм, которые сегодня появляются в новых кварталах комфорт-класса, Ян Фельдман выделяет декоративные мостики, небольшие арт-объекты, вымощенные из различных материалов дорожки, фонари, скамейки и вечернюю подсветку территории жилого комплекса, а также беседки, которые отлично дополняют тихие зоны отдыха.
При этом активно используется опыт других стран. "Все наши идеи мы разрабатываем совместно со специалистами зарубежных архитектурных бюро, — сообщил Ян Фельдман. — В Европе накоплено больше опыта в части создания эргономичного жилого пространства и комфортной придомовой территории, и мы его перенимаем, адаптируя под российские реалии". К примеру, над голландским кварталом "Янила" работал Рюрд Гитема, партнёр архитектурно-планировочной студии "KCAP" (Нидерланды), над финским городком "Юттери" — известный архитектор Юкка Тикканен, над шведским кварталом "IQ Гатчина" — архитектор Йоханнес Товатт.
Все оттенки зелёного
Свои тренды есть и в озеленении. Так, по словам Дмитрия Ефремова, на смену молодым саженцам приходят крупномерные деревья, живые изгороди из кустарников, композиции из многолетников, плодовых и медоносных растений.
Как рассказал Максим Жабин, озеленение любого жилого комплекса должно соответствовать нормативам, а именно занимать не менее 25% от территории участка или 8 м2 на человека. "Конечно, мы превышаем эти нормы, но для нас это не просто процесс высадки растений, — комментирует он. — Большое внимание уделяется среде — через увеличение ассортимента посадочного материала, принимая во внимание такие характеристики как возраст растения, окрас листьев, время цветения, интенсивность роста, свойства улучшать качество воздуха, защищать от агрессивного воздействия внешней среды. Если говорить о деревьях, мы сажаем как взрослые, так и молодые саженцы, чтобы обеспечить качественное озеленение и через несколько лет".
Застройщики не ограничивают свою работу по озеленению только дворовыми территориями, отмечает Наталья Кукушкина: "Например, в жилом комплексе Parkolovo мы запроектировали большой бульвар-парк, который протянется вдоль всего квартала. После завершения благоустройства мы передадим его городу, и он станет зоной общего пользования".
В голландском квартале "Янила" также появится собственная парковая зона площадью 7 га с различными зонами отдыха. "Помимо чёткого зонирования, здесь будет выставочный сад, который позволит жителям квартала насладиться красотами северной природы, — рассказывает Ян Фельдман. — Через холмы будет проложена экотропа, около которой небольшими группами будут высажены растения, характерные для северного региона: можжевельники, верески, цветущие кустарники. На небольших полянках расположатся лежаки для отдыха и уютные беседки".
Дополнительные "зелёные островки" могут появиться на эксплуатируемых кровлях одного их жилых корпусов и подземного паркинга новой очереди "Янила Кантри Клаб" — сейчас разрабатывается проект.
Сегодня благоустройство территории жилого комплекса выходит на качественно новый уровень — этому способствуют не только тренды и стандарты, но и новые реалии как таковые. Границы запроса на "всё необходимое в шаговой доступности" начинают сужаться до пределов двора.
“
Сегодня подходы к придомовому ландшафту новостроек продолжают трансформироваться. Современный двор – не только сочетание удобных и практичных элементов, подходящих друг к другу по стилю, это универсальная среда, место, где можно отдохнуть, погулять с детьми, заниматься спортом или поработать на свежем воздухе. На развитие благоустройства оказывают влияние и растущие требования покупателей, взросление и меняющаяся культура общества в целом, и в последние два года – пандемия. Локдаун глобально изменил отношение к собственному дому и быту. Для жителей важно иметь возможность проводить время дома, в своём дворе, а не выезжать за досугом в центр или другие районы.
Дмитрий Ефремов
Начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований "Главстрой Санкт–Петербург"
“
В большинстве новых жилых комплексов Петербурга отдельные элементы Стандарта, разработанного Минстроем РФ, так или иначе уже реализуются. В сегменте массового спроса упор делается на функциональность и безопасность, а комплексы премиум-класса обустраиваются на самом высоком уровне.
Заложенные в Стандарте принципы формирования районов с 15-минутной пешеходной доступностью ключевых соцобъектов и благоустроенных общественных пространств оказались крайне востребованными именно сегодня, в период пандемии и самоизоляции – когда многие жители предпочитают постоянно находиться в своём доме или в своём квартале.
Алексей Белоусов
генеральный директор СРО "А "Объединение строителей СПб"
“
Благодаря современным приёмам благоустройства девелоперы создают на территории своих жилых комплексов уникальные общественные пространства, которые способствуют развитию человека. Скверы, бульвары, дворы имеют "своё лицо" и взаимно дополняют друг друга. Мы уделяем большое внимание созданию близких к природе благоустроенных зон, используем натуральные материалы, характерную для северной природы растительность, естественные цвета в отделке. В совокупности все эти приёмы формируют объёмные, благотворно влияющие на человека пространства. Сейчас очень важно в активной городской среде создавать спокойные, уютные, понятные места, где взрослый человек может отдохнуть от суеты, прикоснуться к природе и набраться сил, а дети будут полноценно развиваться и экспериментировать
Максим Жабин
Заместитель генерального директора строительной корпорации "ЛенРусСтрой"
“
Мы убеждены в том, что по-настоящему комфортным может быть только тот двор, из которого не хочется уходить. Именно по этому принципу и реализуются дворовые пространства в наших проектах. Чтобы жильцы не стремились в свободное время покидать жилой комплекс, а детям было интересно играть и развиваться в своем дворе. Пристальное внимание уделяется деталям: элементам наполнения детских и спортивных площадок, местам для тихого отдыха, а также элементам озеленения и ландшафтного дизайна. Что касается ландшафта, то в ходе благоустройства жилых комплексов происходит художественное изменение рельефа, которое визуально преображает пространство. Сегодня мы строим нашу рекламную кампанию именно на благоустройстве дворов, так как считаем, что это одно из главных конкурентных преимуществ "Строительного треста".
Сергей Степанов
директор по продажам компании "Строительный трест"
“
При наполнении общественных пространств мы руководствуемся принципом 10+. Это значит, что на территории наших кварталов каждый житель может реализовать минимум десять потенциальных сценариев времяпровождения. Во дворах можно отдыхать, общаться, читать книгу, качаться в гамаке, играть в настольные игры, заниматься спортом, выпить чашечку кофе из ближайшей кофейни, устроить небольшой пикник и многое другое. Наш подход при озеленении кварталов – природа снаружи и внутри. Лишь небольшая часть девелоперов старается превысить нормы озеленения и сделать полноценные зелёные зоны в своих жилых комплексах. Во многом это происходит из-за градостроительных ограничений – просто недостаточно площади земельного участка, на котором реализуется проект. Хотя потребители всегда положительно воспринимают дополнительное озеленение и выделение отдельных зон для тихого отдыха в новостройках.
Ян Фельдман
директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест"
“
Благоустройство территории становится важным фактором выбора квартиры для части потребителей, особенно для семей с детьми. По нормативам жилой дом должен быть обеспечен зелёными зонами, то есть газонами и другими насаждениями, и площадками – детскими, спортивными и для отдыха. Площади озеленения и благоустройства заданы нормативами и зависят от количества жителей в доме, то есть, от площади жилья. А вот наполнение этих площадок уже зависит от решения застройщика: какие материалы использовать, какое оборудование, какие посадки. Уверенным трендом последних лет становится эко-стиль, то есть использование природных материалов, в первую очередь, дерева. Человеку в городе не хватает контакта с природой, а такое оборудование позволяет этот контакт отчасти наладить.
Наталья Кукушкина
главный специалист по маркетингу группы "ЦДС"