Новая арт–кровь: профессия зодчего обретает популярность

Возросший интерес к дизайну интерьера сыграл на руку молодым архитекторам.

Их профессия обрела новое дыхание, в связи с чем в городе стало появляться всё больше архитектурных бюро. Несмотря на то что многие проекты не выдерживают конкуренцию и закрываются, некоторым всё же удаётся остаться на плаву и расширять бизнес.

Голодный путь

"По нашему опыту, для архитекторов важно умение вести переговоры. К сожалению, в профильных учебных заведениях нет ни одного занятия, посвящённого этому, что очень плохо, ведь переговоры занимают 70% времени от всего проекта. Архитектор должен уметь качественно общаться, ведь он замыкает на себе всех — смежников, заказчиков, подрядчиков", — считают основатели петербургского бюро "Архдвор". Кроме того, для будущего специалиста необходимы знания в области инженерии, архитектурной физики и других дисциплин.
Современная профессия во многом отличается от того, что было ещё 10 лет назад. "В век интернета можно изучать лекции лучших мировых архитекторов, а не состоять в союзах, члены которых в основном трудились в поздних годах СССР, когда умели созидать только панельки. Это пережитки, сейчас лучше потратить время на развитие своей странички в Instagram", — считает основатель архитектурного бюро "Создание" Егор Селиванов.
Зачастую в профессию идут молодые люди, у которых родители — архитекторы. Но так бывает не всегда. "В школе имел лишь общее представление об этой сфере, но случай меня привёл, а остаться в ней надолго помогло желание создать что–то, отличное от других", — рассказал Виталий Ермолин, основатель мастерской "А2".
Другие молодые специалисты вдохновлялись Петербургом и отталкивались от идеи его модернизации. "Я стал заниматься архитектурой, потому что мне хотелось менять пространства. Вдохновляла смелость, с которой архитекторы прошлых веков улучшали наш город. Всегда удивлялся, как рядом с убогими одноэтажными флигелями не боялись строить высокие доходные дома с каменными фасадами", — поделился основатель архитектурного бюро AB SLOI Валентин Коган.

Своей дорогой

Впрочем, идея организовать своё дело приходит не сразу и не всем. Большинство молодых архитекторов набираются опыта в строительных компаниях, формируя вокруг себя сообщество единомышленников, и только потом предпринимают шаги для открытия бизнеса. Например, архитектурное бюро Meetorra вышло на рынок в 2017 году, но сама команда, ставшая её основой, начала формироваться за 10 лет до этого. "На протяжении многих лет я целенаправленно собирал вокруг себя талантливых людей, разделяющих моё видение будущего. Мы срабатывались и проверяли друг друга, участвовали в профессиональных конкурсах и брали на себя сторонние проекты в качестве подработки", — рассказал основатель Meetorra Дмитрий Кутузов.
По мнению архитектора–дизайнера "Бюро Архитектурных Решений" Ольги Богачёвой, в профессии важна работа сарафанного радио: "Когда заказчики приходят со словами “хочу к вам“, появляется смысл открыть своё дело и естественным процессом становится формирование дизайн–студии". При этом есть и противоположные истории, когда партнёры встречаются на студенческой скамье. "Идея организовать что–то своё пришла естественным образом сразу после окончания СПбГАСУ. Мы поняли, что хотели бы дальше создавать проекты, потому что вместе нам комфортно и весело, есть общее видение. Это решение ещё больше укоренилось, после того как мы поработали какое–то время в офисах для опыта и поняли, что офисная стабильность гасила страсть к архитектуре", — отмечают основатели бюро "Архдвор".

Издержки профессии

Валентин Коган считает, что основной проблемой на начальном этапе является поиск заказов. "Есть заказчики, которые хотят делать интересные здания, даже если это многоквартирный дом или апарт–отель. Им хочется соответствовать уровню продвинутых западных образцов, и они готовы вкладывать деньги в интересный дизайн, потому что им не всё равно. Однако я вижу, что таким заказчикам и архитекторам приходится несладко, поскольку любые здания вне историзма подвергаются жёсткой критике", — говорит эксперт. Другим тормозом для молодых специалистов может стать большая работа с документами. "Когда нам предлагают заняться проектом, где нужно пройти все круги ада бюрократии, мы зачастую отказываемся. Обивать пороги кабинетов не наша сильная сторона", — отмечает Егор Селиванов.
Впрочем, основная часть архитекторов настаивает, что барьеров в сфере на самом деле нет. По мнению Дмитрия Кутузова, рынок готов принять таланты, перенасыщенность в данном секторе отсутствует и даже, наоборот, наблюдается голод. "Необходимо понимать, что для конкурентного существования на рынке современным девелоперам и строителям нужны современные технологии и соответствующий им подход. Успешными будут те бюро, которые стремятся к развитию. Больше нельзя ограничиваться проектированием, игнорируя глубокую аналитику. Те, кто этого не поймёт, останутся в прошлом", — добавляет он.