Новые мосты, возведённые в Петербурге за последние 10 лет, обязаны "внешним силам": масштабному ГЧП–проекту Западного скоростного диаметра и чемпионату мира по футболу 2018 года. Так, в 2016–м центральный участок ЗСД "подарил" городу сразу четыре переправы: с красивыми вантами над двумя основными петербургскими фарватерами — Петровским (в устье Малой Невы) и Корабельным (в устье Невы), в устье Большой Невки через Елагинский фарватер и двухъярусный мост через Морской канал над Канонерским островом. В 2018 году появились уже две самостоятельные переправы, которые были необходимы городу для проведения матчей ЧМ по футболу: мост Бетанкура через остров Серный и Яхтенный мост от Яхтенной ул. до Крестовского острова к новому стадиону. Объекты к ЧМ строили без частных денег, но с помощью федеральных. Исключением стал Яхтенный мост, на который "скинулись" пять основных петербургских подрядчиков, сделав городу "подарок": "Метрострой", "Пилон", "АБЗ–Дорстрой", ВАД и ПО "Возрождение".
Обе переправы к ЧМ строила компания "Пилон", ныне банкрот. Нишу крупнейшего мостостроителя на Северо–Западе после него никто не занял. Кто–то, возможно, решил не испытывать судьбу и не пополнять ряды банкротов, ведь перед "Пилоном" с рынка ушли не менее крупные игроки "Мостострой № 6" и "Мостоотряд № 19". Причины у каждого были свои, но тенденция налицо. Кто–то понял, что выгоднее быть многопрофильной компанией, умеющей, если нужно, и просто ямы залатать. Тем более выручка у дорожников формируется преимущественно за счёт строительства и ремонта дорог.
Бывший владелец "Пилона" Мевлуди Блиадзе винил в финансовых проблемах систему, которая привела к исчезновению в Петербурге мостостроения. Резко уменьшилось количество заказов на инфраструктуру. В частности, строительство Ново–Адмиралтейского моста и развязки на ЗСД с Шуваловским пр. планировали ещё при Валентине Матвиенко, но так и не начали. Мост через остров Серный, развязку на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским пр., а также ряд других объектов удалось сохранить в бюджете только благодаря ЧМ по футболу.
Связано это в первую очередь с недостатком финансирования. Новые объекты кочуют из одного документа планирования в другой. Тот же Большой Смоленский мост через Неву в створе ул. Коллонтай хотели построить ещё в 2010 году, нынешние планы — до 2028 года. В адресной инвестиционной программе на ближайшие 3 года не заложено средств на строительство мостов. Даже небольшим автомобильным мостом за 150 млн рублей через Чёрную речку у Сердобольской ул., проектирование которого оплатил застройщик ближайшего ЖК, Смольному из–за секвестра бюджета пришлось пожертвовать.
Реалии таковы, что без федерального или частного софинансирования сегодня трудно представить реализацию крупного инфраструктурного объекта, будь то мост или развязка. В подтверждение — последние начатые стройки: две эстакады у "Лахта Центра", развязки Московское шоссе — Дунайский пр. и Петрозаводское шоссе — Вознесенское шоссе, Витебская развязка, она же первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). На новые дорожные объекты с 2021 по 2027 год Смольный хотел бы получить из Москвы ещё 21,2 млрд рублей. Мостов, правда, в списке нет.
Так что генплан генпланом (предусмотреть место для инфраструктуры, конечно, важно), но всерьёз стоит рассчитывать только на реализацию тех проектов, где присутствуют федеральные или частные средства. А под крупные проекты и подрядчики найдутся, можно даже нового создать, как в случае с Витебской развязкой. Правда, на земле, вероятно, работать будут всё те же мостовики и дорожники, которые в Петербурге ещё есть.