Как выглядят передовые маркетинговые решения в авторетейле

Автор фото: Seres MB, предоставлено пресс-службой АО "МБ РУС"

Более 500 тыс. проданных автомобилей в России на 22 июня с начала 2025 года — столь позитивное начало своего отчёта в "АВТОСТАТ" тут же "приглушили": догнать 2024-й с показателем 1,57 млн не получилось, как и предполагали эксперты. И здесь интересный момент: весной агентство впервые провело форум, посвящённый маркетингу на авторынке. Потому что ему нужны новые решения.

При этом, российские игроки рынка берут в пример лидеров. Так, за последние 15 лет Китаю удалось выйти на первое место по продажам новых автомобилей в мире с показателем в 31,6 млн единиц (и это в 2 раза больше, чем у США, которые занимают вторую строчку рейтинга). Как сообщает Autonews.ru, каждая третья машина сегодня продаётся в Поднебесной. И здесь применяют наиболее актуальные инструменты в коммуникации с покупателем.
В России, по данным РОАД, в десятке наиболее популярных автомобилей — восемь позиций занимают китайские. О маркетинговых "фишках" и перспективах авторынка ДП поговорил с генеральным директором АО "МБ РУС" (входит в состав ГК "АВТОДОМ"), которое является эксклюзивным дистрибьютором премиального бренда AITO SERES в России, Андреем Ольховским.
Как вы оцениваете рынок автотранспорта в России сегодня — и что должно произойти для его роста?
— 2025 год очень непростой для автомобильного ретейла, потому что в конце прошлого года случилось два особенных события на рынке. Первое — Банк России поднял ключевую ставку до предельных уровней и одновременно с этим ужесточил определённые нормативы выдачи автокредитов. Рынок отреагировал падением на 30%. Сегодня стоимость автокредитов очень высока, и это тормозит объёмы продаж.
При этом на рынке формируется отложенный спрос, который будет реализован, когда ключевая ставка опустится, и реальная стоимость денег для клиентов достигнет уровня примерно 15%. По нашим прогнозам, такая планка по автокредитам является ключевым фактором, чтобы потребители начали реализовывать отложенный спрос.
Андрей Ольховский, генеральный директор АО "МБ РУС"
Автор: пресс-служба АО "МБ РУС"
А что сегодня помогает продавать? И каково место цифровых инструментов среди текущих трендов?
— В сфере продаж не существует универсальных инструкций, определяющих оптимальный подход к каждому клиенту. Ключевым фактором является предоставление покупателю исчерпывающей информации о продукте. Автомобиль — это сложное техническое изделие, и покупка требует взвешенного решения. При наличии сомнений потенциальному владельцу целесообразно проконсультироваться с компетентным менеджером в автосалоне, что предполагает личное взаимодействие.
Онлайн-инструменты представляют собой лишь часть комплексной системы работы с клиентами, позволяя расширить охват аудитории, привлечь внимание к продукту и предоставить необходимые сведения. Именно поэтому мы постоянно внедряем новые подходы, анализируем их эффективность и продолжаем развиваться в том числе в онлайне.
Маркетинг авторетейла достаточно сильно трансформировался. Компании ищут всё новые "фишки" и пройти мимо некоторых просто невозможно. Речь про соглашение о расширении стратегического сотрудничества между цифровой платформой МТС и "МБ РУС", подписанное на ПМЭФ. В 2025 году в Петербурге вы совместно создали прецедент: гибридный автомобиль AITO SERES в салоне мобильного оператора — и в его онлайн-каналах продаж. В рамках соглашения этот опыт получит продолжение ещё как минимум в 30 регионах страны. Авторынок нередко является трендсеттером в продвижении новых финансовых и маркетинговых инструментов. Но как появилась такая идея?
— Мы не изобрели ничего революционно нового для индустрии, подобные примеры весьма распространены в Китае. Однако для российского рынка это действительно инновационный канал сбыта. Прежде всего, это удобно. Теперь автомобили можно лично оценить в самом центре города. Традиционные автосалоны зачастую располагаются в более удалённых от центра районах, и клиентам требуется заранее планировать визит. В рамках этого проекта осмотреть автомобиль можно во время обычного похода по магазинам в выходной день.
Во-вторых, это оригинально. Подобный подход, несомненно, привлечёт дополнительный поток посетителей в салоны МТС, тем самым увеличив их посещаемость. В-третьих, хотя многие уже используют онлайн-платформы и доски объявлений для продажи автомобилей, до нас ещё никто их не размещал рядом со смартфонами на онлайн-полке.
АО "МБ РУС", обладая более чем 30-летним опытом успешной работы на российском рынке, стремится задавать новые направления и стандарты в отрасли. Поэтому мы продолжаем экспериментировать с новыми маркетинговыми инструментами в сфере авторетейла. Важно отметить, что компания по-прежнему выполняет все привычные функции, связанные с оценкой и техническим обслуживанием автомобилей.
Учитывая, что китайский рынок является крупнейшим в мире, успех внедрённой там модели продаж через современные шоурумы цифровых гигантов, таких как Huawei, подтолкнул нас к реализации подобной концепции. Этот подход доказал свою эффективность в Китае: AITO SERES значительно увеличил объёмы продаж сразу после появления автомобилей в салонах оператора мобильной связи. Мы надеемся на аналогичный эффект и в России.
Автор: пресс-служба АО "МБ РУС"
Это лишь один из каналов продаж, но мы убеждены, что подобное взаимодействие между розничной торговлей и телекоммуникационной сферой принесёт положительные результаты обеим сторонам. И прежде всего, это повысит интерес потребителей.
А он наблюдается в отношении инновационных моделей автомобилей из Поднебесной?
— Интерес к покупке китайских автомобилей премиум-сегмента довольно ощутим — и выше среднего. Это объясняется тем, что многие владельцы автомобилей класса люкс, в основном европейских брендов, пока не совсем готовы отказаться от западных брендов.
Тем не менее, существенная доля потенциальных покупателей уже задумывается о покупке китайского автомобиля в качестве второго авто для семьи или для получения новых ярких впечатлений от вождения.
Особенно это касается электромобилей и гибридных моделей, где технические характеристики двигателя не так важны. Электрический привод гарантирует быстрое ускорение и позволяет почувствовать максимальную динамику, что, в свою очередь, дарит незабываемые эмоции от управления. А бензиновый генератор, самостоятельно заряжающий аккумулятор, даёт возможность владельцам путешествовать на электромобиле по всей стране, вне зависимости от распространения сети зарядных станций. Это не может не привлекать внимание покупателей.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.