Намёки на смягчение: о чём говорили банкиры с Эльвирой Набиуллиной

Финансовый конгресс ЦБ в Петербурге открылся спорами о ставке и инфляции
Пленарная сессия финансового конгресса ЦБ в Петербурге. 2 июля 2025
Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС
Пленарная сессия финансового конгресса ЦБ в Петербурге. 2 июля 2025
Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС
Высказывания председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в ходе Финансового конгресса укрепили надежды участников долгового рынка на то, что снижение ключевой ставки в конце июля ускорится.
Если индикаторы покажут более быстрое замедление экономики и снижение инфляции в РФ, это даст ЦБ пространство для более быстрого снижения ключевой ставки, заявила она.
"Мы смотрим и по инвестиционному спросу, и по потребительскому спросу, в целом по деловой активности, — пояснила глава ЦБ в ходе пленарной сессии "Развитие экономики: как выйти на оптимальную траекторию роста" 2 июля. — По инвестиционному спросу для нас важны, например, производство стройматериалов, машиностроение, объём строительных работ, заказы на эти работы. В совокупности пока они сигнализируют о сохраняющейся высокой инвестиционной активности. Второе — индикаторы потребительского спроса. Тоже важны оперативные индикаторы. Это и данные контрольно-кассовой техники, продажи автомобилей, товаров длительного пользования, оценки предприятий спроса. И все они в совокупности сигнализируют об охлаждении потребительского спроса в целом, но в основном за счёт продаж товаров, спрос на услуги остается высоким. Индикаторы по деловой активности в целом — это опросные индикаторы. У нас большая выборка, около 13 тыс. предприятий опрашиваем ежемесячно. Там есть и те, кто берёт кредиты в банках, и те, кто не берёт кредиты. Индекс бизнес-климата показывает пока нисходящую динамику, последние данные. Смотрим на генерацию электроэнергии, загрузку мощностей, объём платежей в нашей платёжной системе. Всё это важные индикаторы. Финансовые результаты компаний, анализируем кредитную аналитику банков. Если вот эти индикаторы будут сигнализировать о более быстром замедлении экономики, естественно, тогда инфляция, мы увидим, будет снижаться ниже цели, и это даст нам пространство для более быстрого снижения ключевой ставки, чем мы прогнозировали".
Реакция участников фондового рынка на эти слова была позитивной. Котировки акций компаний с большой долговой нагрузкой выглядели в среду лучше рынка. К примеру, акции таких девелоперов, как ПИК и "Самолет" вечером в среду показывали положительную динамику, тогда как индекс Мосбиржи снижался более чем на 1%.
Индекс гособлигаций RGBI 2 июля завершил торги нейтрально. Однако он отыграл данный позитив заранее, ещё 30 июня.
В этот день заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Заботкин в ходе Летней макроэкономической школы Банка России, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что Совет директоров Банка России на заседании 25 июля будет рассматривать снижение ключевой ставки более чем на 1 процентный пункт, или 100 базисных пунктов (б.п.), если инфляция выйдет на траекторию, позволяющую достичь показателя на уровне 4% в 2026 году.
Правда, он оговорился, что регулятор может и, наоборот, взять паузу, если для того или иного решения поступят соответствующие данные. Однако игроки на повышение проигнорировали эту оговорку. К слову, акции тех же ПИКа и "Самолета" взлетели в цене 30 июня более чем на 5%.

Нужен серьёзный шаг

В пользу более резкого снижения ключевой ставки, чем 1 процентный пункт, как это произошло на заседании 6 июня, выступили в очередной раз и руководители крупнейших банков.
Так, президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф повторил свою мысль, ранее высказанную, например, в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), о том, что снижение ключевой ставки ЦБ РФ на 100 или 200 б.п. в июле несущественно для экономики.
"Очевидно, что снижение назрело, и, на мой взгляд, снижение в 100 или 200 базисных пунктов будет совершенно не ощутимо, — заявил он журналистам в кулуарах конгресса. — Нужно делать значительно более серьёзный шаг".
При этом он отверг предположение, что Банк России под давлением представителей правительства и крупного бизнеса перейдёт к слишком быстрому преждевременному снижению ставки. "Зная наш ЦБ, я такой опасности вообще не ощущаю", — успокоил он.
Глава Сбербанка в ходе выступления на форуме отметил беспрецедентное давление на экономику со стороны высоких ставок. Сейчас реальная ставка (номинальная 20% годовых минус инфляция), по его оценке, составляет 15-16%.
Действительно, если судить по краткосрочным данным, инфляция в стране уже опустилась ниже цели Банка России 4% годовых. Так, судя по данным Росстата, опубликованным 2 июля, инфляция с 24 по 30 июня составила 0,07% после 0,04% с 17 по 23 июня, также 0,04% с 10 по 16 июня, 0,03% с 3 по 9 июня и 0,05% с 27 мая по 2 июня, сообщил Росстат.
Таким образом, с начала месяца к 30 июня рост цен составил 0,19%, то есть менее 2,5% в пересчёте на годовые темпы. Правда, в июне традиционно велико влияние сезонности — появление на рынке нового урожая овощей сбивает цены на них, а скачок тарифов, вызывающих всплеск цен, случается обычно только в июле.
Так или иначе, с начала 2025 года инфляция по данным Росстата составляет 3,76%, то есть более 7,5% годовых. А за последние 12 месяцев — 9,39%. Это поменьше, чем 9,88% на конец мая, но всё же более чем вдвое выше таргета ЦБ РФ.
Пленарная сессия Финконгресса Банка России, 2 июля 2025. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и глава Сбера Герман Греф.
Автор: ТАСС

Риски переохлаждения

Герман Греф также сделал акцент на другой мысли, неоднократно звучавшей в ходе ПМЭФ — о том, что нельзя допустить слишком быстрого замедления, или охлаждения, экономики.
"Мы, конечно, видим очевидные риски переохлаждения экономики, — сказал он. — Я думаю, что это все понимают, Центральный банк это хорошо понимает. И сейчас время выравнивать ситуацию, очень важно не передержать высокие реальные ставки. Проблема в том, что у нас по отношению к текущей инфляции реальная ставка в районе 15-16%. Конечно, такую ставку можно держать в шоковой ситуации, чтобы сбить шок. Центральный банк не раз использовал такой инструмент, и он всегда очень хорошо работал. Всегда опасность возникает, когда реальная ставка держится продолжительный период времени".
Банкир подчеркнул, что экономические показали в целом демонстрируют неплохую динамику, но если их очистить от разовых факторов, то вырисовывается совсем другая картинка. Например, рост инвестиций в I квартале 2025 года составил 8,7% против увеличения на 4,9% в IV квартале 2024 года. Однако эту динамику в январе–марте обеспечили в основном две отрасли — прочие транспортные средства и химическое производство. Если очистить данные от роста в этих отраслях, то инвестиции в I квартале выросли всего на 2,8%.
"Один из индикаторов — это наш, так называемый, pipeline, план финансирования инвестиционных сделок, — добавил глава Сбербанка. — Он у нас впервые за первые 6 месяцев равен нулю".
Это означает, что Сбербанк только дофинансирует начатые проекты, а новых не финансирует.
"Это говорит о том, что предприятия отложили свои инвестиционные планы и ждут, когда ситуация стабилизируется. Это один из ранних индикаторов", — резюмировал он.

Непростые годы

Тревогу Германа Грефа вызывает и то, что увеличивается поток заявок на реструктуризацию от населения и бизнеса. Это может привести к росту резервов и снижению прибыли банковского сектора.
"Мы сегодня видим не только снижение темпов кредитования, но и большое количество реструктуризаций, заявок на реструктуризации по кредитам как физических, так юридических лиц, — посетовал глава Сбербанка. — И конечно, рост плохих долгов для банков в этом году будет ощутим, поэтому финансовый результат банковского сектора в этом году мы ожидаем в целом ниже, чем в прошлом году. Если посмотреть результат первых пяти месяцев, то прибыль банков упала примерно на 10%. Будем смотреть, конечно, как будет складываться ситуация во втором полугодии, но в целом пока наши прогнозы, что ничего такого страшного в банковским секторе мы не ожидаем, он выдержит, за это будет заплачено резервами, соответственно, прибыльностью, капиталом. Но 2025 год будет непростой. Также, скорее всего, 2026 год будет тоже непростым для банковского сектора".
Банк России в июне сохранил прогноз по прибыли банковского сектора на 2025 год в диапазоне 3–3,5 трлн рублей и сообщил, что предпосылок для изменения прогноза по прибыли не наблюдается. По итогам прошлого года банки получили рекордные 3,8 трлн рублей прибыли.
Пленарная сессия Финконгресса Банка России в Петербурге. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина и глава ВТБ Андрей Костин.
Автор: ТАСС

Не трогайте цель

Глава ВТБ Андрей Костин, выступая на пленарной сессии Финансового конгресса, подверг критике зацикленность Банка России на неизменности цели по инфляции. По его мнению, в условиях таких сильных проинфляционных факторов, как большие военные расходы бюджета и огромное санкционное давление таргет можно было бы и повысить.
"Вот 4% как заветная сумма. Я думаю, что в условиях тех факторов, о которых я сказал, а что — 8% плохая разве цифра для инфляции? Мне кажется, прекрасная. И пишется красиво", — в этом месте Костин нарисовал в воздухе восьмёрку, а Эльвира Набиуллина взяла в руки микрофон, готовясь перебить слишком разговорившегося банкира.
"И в этом плане не видел бы такой трагедии. Но 4% так 4%, давайте достигать. Цель правильная", — завершил свою мысль глава ВТБ. Набиуллина тут же положила микрофон.
Позже председатель Банка России прокомментировала тему таргета и его возможного изменения в комментарии к речи главы Центрального банка Турции Фатиха Карахана.
Гость из Турции, страны, где инфляция по последним данным 30% а не так давно превышала 80%, напомнил, что в своё время цель по инфляции в Турции была 5%, но инфляция была в разы выше таргета и продолжала ускоряться.
"Неспособность достичь цели в 5% подорвала доверие к инфляционным ориентирам и Центральному банку", — констатировал он.
И добавил, что, не сумев достичь цели, ЦБ её поменял, что ещё больше подорвало доверие.
"Когда меняется политика в отношении инфляции, и когда цель одна, а инфляция демонстрирует другие показатели, мы сталкиваемся с гораздо большим вредом и убытками, чем могли бы быть", — отметил глава турецкого Центробанка.
"Я с вами согласна, что неспособность Центрального банка достичь цели подрывает доверие к Центральному банку, — подхватила мысль Эльвира Набиуллина. — На мой взгляд, попытки поменять недостигнутую цель ещё больше подрывают доверие к ценовой стабильности".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.