Романтика или пережиток прошлого: фотографы возрождают интерес к плёнке

Автор фото: ТАСС

Фотографы возрождают интерес к плёночным снимкам. Для одних это романтика и ностальгия, для других — пережиток прошлого и лишние траты.

Тенденцию "назад к плёнке" ярко иллюстрирует увеличение продаж плёночных фотоаппаратов. В "Яндекс.Маркете" корреспонденту "ДП" сообщили, что в начале 2020 года плёночные фотоаппараты были в топе у жителей Северной столицы. По сравнению с январём–февралём 2019 года спрос на них возрос вдвое. При этом, как отмечают в компании, чаще всего петербуржцы покупают их в период новогодних праздников — как подарок.
Популярность плёночных фотоаппаратов отмечают и аналитики "Авито". По данным компании, спрос на них за прошедшие месяцы 2020 года увеличился на 20% год к году.
При этом в "Авито" считают, что интерес к такой технике всё ещё уступает спросу на цифровые модели. "Всего 20% от общего спроса на фототехнику приходится на плёночные фотоаппараты. Чаще жители Петербурга заказывают зеркалки и компактные цифровые фотоаппараты", — говорят там.
По Петербургу в категории "Фототехника" доля объявлений о продаже плёночных фотоаппаратов составляет 6%. Примерно каждый пятый фотоаппарат, выставленный на продажу на сайте, работает с плёнкой, а не с пикселями. Их стали продавать на 11% чаще, чем годом ранее. Средняя цена таких аппаратов на маркетплейсе относительно показателей прошлого года упала на 25%, до 1500 рублей.

Ритуалы для избранных

Генеральный директор и совладелец онлайн–магазина "ФотоАптека" Константин Шабанов подтверждает, что спрос на плёнку возвращается.
"Интерес к виниловым пластинкам, плёнке и бумажным книгам — это противоход маятника. Многим из нас хочется в этом безумном темпе жизни иметь возможность “нырнуть” в аналоговые процессы, требующие неспешности и дающие некое эстетическое удовольствие от исполнения ряда ритуалов. Спуск затвора и звук перемотки плёночной камеры, процесс установки иглы проигрывателя на пластинку, перелистывание бумажных страниц..." — рассуждает эксперт и добавляет, что такая тенденция прослеживается уже не первый год.
Несмотря на то что объём российского рынка аналоговой фотографии составляет всего 6–8% от того, который существовал до 2005 года, за последние 2–3 года он вырос примерно в 1,5 раза.
Говоря о тех, кто обеспечивает спрос на такую технику, Константин Шабанов отмечает: многие профессиональные фотографы и не переставали снимать на плёнку. Ведь такие аппараты по качеству съёмки превосходят большинство цифровых камер. "Рост спроса обеспечивают молодые фотолюбители, которые ищут камеры для стандартной фотоплёнки (35 мм). Высокий спрос уже породил рост цен на автоматические и полуавтоматические камеры в 2–3 раза за последние пару лет", — говорит он.

Хорошо незабытое старое

Не все настроены к модной тенденции столь благожелательно. Председатель Санкт–Петербургского фотографического общества (СПбФО) Дмитрий Кораблёв считает плёночные фотоаппараты пережитком прошлого. "В доцифровые времена съёмка на плёнку была сугубо мужским делом и требовала знаний не только по самой фотографии, но и по химии, оптике и многому другому. Процесс печати на фотоувеличителе осваивался до профессионального уровня в течение нескольких лет: были разные способы, множество приспособлений и секретов, позволяющих делать на фотобумаге то, с чем сегодня за секунды справляется Photoshop", — поясняет он.
Кораблёв вспоминает, что в доцифровую эпоху у репортёров самым популярным был проявитель "Три тройки", придуманный фотокорреспондентом "Ленинградской правды" Михаилом Шараповым. А "голодные" проявители дефектоскописта Ижорского завода Сергея Ольхи позволяли вытягивать снимки с критическим недостатком освещения и снимать в самых тёмных местах. За счёт процесса проявления можно было увеличивать чувствительность плёнки в 3–4 раза.
Однако сегодня, по мнению главы СПбФО, всё, что может привлекать фотографов, снимающих на плёнку, — сам процесс. В художественной фотографии и коммерции у плёнки нет никаких преимуществ перед цифрой. При этом стоит такое удовольствие недёшево. "Для этого есть только стандартная химия, печать снимков аналоговым способом не делают сейчас практически нигде. К тому же цифровые матрицы по своему уровню давно оставили плёнку позади. Если после съёмки плёнка сканируется, то “танцы с бубном” с плёночной фотографией вообще не имеют смысла. В наше время есть множество других технических решений, новых визуальных эффектов, которые можно и нужно развивать, а не пытаться реанимировать то, что уже давно умерло. Это задача фотоархеологов", — резюмирует эксперт.
Константин Шабанов из "ФотоАптеки" категорически не согласен с коллегой. По его мнению, цифра пока превосходит плёнку только в формате 35 мм, а вот широкоформатные и листовые плёнки всё ещё имеют преимущество перед цифровыми камерами по разрешающей способности. Они сохранят это лидерство надолго, если не произойдёт технологический прорыв в изготовлении матриц.

Цена вопроса

Стоимость плёночных камер очень сильно варьируется. "Простой автомат–мыльницу с пластиковыми линзами в объективе можно купить за 800–1500 рублей. Камеры для 135–го типа плёнки, которые позволят пользователю менять настройки при съёмке, будут стоить от 2–3 тыс. до 30–50 тыс. рублей. Ещё больший разброс цен у среднеформатных и больших фотоаппаратов: от пары тысяч рублей за советские любительские камеры до нескольких тысяч евро за немецкие или японские марки", — рассказывает Константин Шабанов.
Дмитрий Кораблёв добавляет к этому, что плёночные фотоаппараты могут достаться современному фотографу вовсе бесплатно — у многих они сохранились с советских времён. Главное, чтобы объектив был не поврежден, линзы не исцарапаны, а затвор и протяжный механизм надёжно работали.
Но понятно, что покупкой самой камеры дело не закончится. "Каждая плёнка тоже будет стоить определённых денег, от 300 до 1500–1800 рублей. Чтобы её проявить, нужна либо домашняя фотолаборатория с бачками и реактивами, либо надо обращаться в профессиональную, а их услуги тоже не очень дёшевы. Проявка и сканирование каждой плёнки обойдутся в 350–1000 рублей. Аналоговая фотография никогда не была дешёвой. Увлечение это или часть профессии — так или иначе требует немалых затрат", — говорит Константин Шабанов.