Гранульные рекорды: порты Северо-Запада в битве за гру­зы из балтийских стран

Автор фото: Тихонов Михаил
Автор фото: Тихонов Михаил
Сложившаяся экономическая ситуация для региональных портов может оказаться шан­сом укрепить свои позиции и "отку­сить часть пирога" у сопредельных стран Балтийского региона. Осо­бенно это касается балкерных гру­зов: мощностей для их перевалки на Северо–Западе пока недостаточ­но, но они строятся.

Без оглядки на ковид

С начала текущего года в Большом пор­ту Петербурга произошло резкое уве­личение доли импорта и уменьшение экспортной составляющей. "Сокра­щение наблюдается и в контейнер­ной перевалке. Это можно объяснить снижением деловой и производствен­ной активности в мире из-за локдаунов. Но по продуктам переработки нефти, напротив, наблюдается рост экспорта, что можно связать с премиальностью поставок на внешние рынки и опять же локдаунами в дру­гих странах, где происходит сниже­ние производства нефтепродуктов", — констатирует главный редактор ИА "ПортНьюс" Виталий Чернов.
Однако на работу портов повлия­ла не столько сама пандемия, сколь­ко внешнеэкономическая конъюн­ктура на сырьевых рынках. Гавани Петербурга и Ленобласти внедряют новые мощности. Если в ближайшее время удастся ввести их в действие, реально переманить клиентов у Риги, Клайпеды, Таллина, а также фин­ских терминалов.
В пресс-службе АО "Морской порт Санкт-Петербург" (МП СПб) сообщили, что во время пандемии гавани удалось на 1% увеличить оборот гру­за в сравнении с прошлогодними ре­зультатами. В основном за счёт пере­валки древесных гранул и минераль­ных удобрений, благодаря чему уда­лось компенсировать снижение экс­порта чёрных и цветных металлов и металлолома. С начала года ком­пании удалось отработать поряд­ка 23,1 тыс. TEU контейнеров. С января по сентябрь 2020 года перевал­ка экспортных грузов в порту со­ставила 4,5 млн т, что на 8% меньше, чем в 2019 году. Однако показатели им­портных грузов оказались в 2,6 раза больше прошлогодних результатов и составили 694 тыс. т. Доля экспорта в структуре грузооборота МП СПб со­ставляет 87%, импорта — 13%. Измене­ние направления грузопотоков свя­зано в первую очередь с изменением рыночной конъюнктуры: вследствие ситуации, сложившейся на мировых рынках, произошло сокращение экс­портных поставок отечественными металлургическими предприятия­ми. По оценке аналитиков, на увели­чение доли импорта оказало влияние и усовершенствование инфраструк­туры МП СПБ.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Компания не только ввела в экс­плуатацию новое оборудование и существенно расширила складские площади для хранения и перевал­ки насыпных и навалочных грузов, но и запустила новую систему вну­трипортовой логистики, автомати­зировав новые IT–решения, направ­ленные на улучшение взаимодей­ствия с клиентами.
Завершён первый этап вне­дрения специализированной информационно–логистической системы ILSAR. Программа охваты­вает полный цикл движения груза с момента отправки в порт до отгруз­ки клиенту. С помощью ILSAR будет производиться автоматизирован­ный учёт и планирование стивидор­ной деятельности. "В настоящее вре­мя порт запускает автоматизирован­ную систему “АСУ-Терминал”, с помощью программы будет организо­ван обмен информацией на стыке “порт — железная дорога”. Новое программное обеспечение позво­лит улучшить оперативный монито­ринг ситуации с подходом поездов, приёмом и отправлением", — рас­сказали "ДП" в пресс-службе компа­нии. На данный момент в порту уже функционирует электронный доку­ментооборот, система автовизитов для въезда на терминалы, а также производится электронное взаимо­действие с клиентами через специализированный веб–портал.
Реализован ряд проектов, направ­ленных на увеличение пропуск­ной способности порта по перевал­ке чёрных и цветных металлов, дре­весных гранул (пеллет), а также не­которых других генеральных грузов. Благодаря осуществлению програм­мы развития Морской порт в теку­щем году увеличил объём перевалки древесных гранул до 498 тыс. т (+53%) и минеральных удобрений в биг-бэгах до 401 тыс. т (+7%). Единовре­менная погрузка древесных гранул в размере 32,8 тыс. т в этом году стала абсолютным рекордом на россий­ском рынке.

Мощности в рост

Потребность в модернизации ин­фраструктуры региональных пор­тов остаётся. К примеру, специали­зированных балкерных мощностей для минеральных удобрений до сих пор нет ни в Петербурге, ни в области. Однако для нефти и нефтепродуктов их достаточно. С контейнерами при­мерно так же: имеется существен­ный их запас и трудностей не возни­кает. Виталий Чернов считает впол­не вероятным наращивание перевал­ки грузов за счёт портов сопредель­ных государств: "Это вполне реально за счёт российских балкерных гру­зов, если, конечно, будут построены соответствующие мощности в той же Усть-Луге и, возможно, в Приморске. И, разумеется, если грузоотправите­лям будут предложены конкуренто­способные условия", — считает он.
По экспертным оценкам, грузообо­рот петербургского Большого порта будет расти. И при сохранении еже­годного темпа увеличения грузо­оборота в 5–10%, которое наблюдается сейчас, его мощности могут быть ис­черпаны уже через 5–7 лет. Тогда по­требуются дополнительные мощно­сти, а также более активное использо­вание портового комплекса "Бронка", который сейчас занимает порядка 10% в грузопотоке. По оценке дирек­тора по развитию "Морстройтехнологии" Сергея Семёнова, "его термина­лы обладают хорошими мощностя­ми и постоянно совершенствуются, поэтому надо ожидать что “Бронка” со временем может набрать большую долю рынка (может быть, 25 или 30% от общего грузопотока). Его наполне­ние в соответствии с полной произ­водственной мощностью будет корре­спондироваться с ростом контейнер­ных перевозок на Северо-Западный регион".
Даже нынешний успех, при всех его безусловных составляющих, — лишь один из этапов развития компании.
Константин Хамлай
"Усть–Луга Ойл", генеральный директор
Благодаря фокусу на достижение высочайших мировых стандартов культуры производства нам удаётся успешно выполнять все поставленные задачи.
Вячеслав Мельников
"Портэнерго", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .