По оценке Центра развития НИУ ВШЭ, в 2020-м отрасль грузоперевозок одной из первых стала испытывать сложности, обусловленные пандемией, из-за вовлечённости российского транспортного комплекса в международные грузопотоки. Введение карантинных мероприятий в России в конце марта стало дополнительным негативным фактором.
Проблемный комплекс
"Коронавирус начал сказываться на мировом рынке грузоперевозок практически в то же время, когда эпидемия охватила Китай", — полагает ведущий аналитик центра Александр Бутов. Он отмечает, что, по данным Национального бюро статистики КНР, объём китайского рынка грузоперевозок уже в I квартале года сократился на 18,4% по сравнению с январём–мартом 2019 года — до 7,8 млрд тонн. А грузооборот на всех видах транспорта упал на 13,6%, до 3,85 трлн тонно-километров. "Очевидно, что это объёмно и структурно сказалось на грузопотоках стран, вовлечённых в товарообмен с КНР", — говорит Бутов.
Еврокомиссия 17 марта запретила проезд внутри Шенгена, и автоперевозчики сразу отметили, что сроки прохождения границ увеличились, говорилось в исследовании агентства MegaResearch. "В результате очереди на границах значительно выросли, а время доставки грузов увеличилось на 2–3 дня", — указано в исследовании. Часть допрасходов грузоперевозчикам пришлось брать на себя, поскольку они не всегда могли пропорционально повысить тарифы в условиях падения спроса и роста конкуренции.
Как раз на это время пришёлся запуск в России мер, призванных не допустить распространения коронавируса внутри страны. "Из общего тренда выпадали морской и внутренний водный транспорт. Однако их доля в суммарном объёме погрузки невелика. И водный транспорт имеет некоторую инерционность, связанную с более длительным временем доставки груза", — говорит Александр Бутов. Он отмечает, что грузопоток в сторону портов со стороны автомобильного и ж/д транспорта сократился уже по итогам января–февраля. А морской транспорт начал демонстрировать признаки снижения лишь в марте.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Наиболее пострадавшим в ж/д перевозках стало импортное направление, говорит профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева. По её оценке, замедление сезонного роста внутренних ж/д перевозок наметилось в марте, а падение было в апреле. Впоследствии отрасль начала восстанавливаться, достигнув показателей 2019 года в ав густе и сентябре. При этом объём внутренних ж/д перевозок в сентябре даже превысил значения предыдущих 3 лет. Рынок экспортных перевозок восстановится до конца года, полагает Жиряева. Эксперт отмечает, что падение экспортных отгрузок через порты Балтийского бассейна продолжается с 2017 года и не является результатом локдауна.
Ажиотажный спрос
Серьёзное влияние на сферу грузоперевозок оказали решения регионов, говорит директор департамента доставки компании "ПЭК" Сергей Рубанов. "Если в Петербурге и Ленобласти пропускной режим не вводился, то Краснодарский край запретил движение транспортных средств без наличия спецпропуска", — напоминает он. К тому же в период пандемии изменился и сам грузопоток: приоритетными грузами для транспортных компаний стали медикаменты, товары первой необходимости и продукты питания.
Ещё одной важной тенденцией года, по мнению Рубанова, стал уход с рынка Северо–Западного округа небольших ТЛК, не выдержавших конкуренции с крупными игроками. По его оценке, речь идёт о 6% участников рынка — они не смогли адаптироваться к новым условиям.
Пандемия и изменение логистических потоков в международных перевозках привели к существенному снижению объёмов: в апреле по некоторым направлениям объём грузоперевозок снижался в 2 раза и блее, но восстановился к маю, отмечает Сергей Рубанов. Вместе с тем в марте–апреле наблюдался рост на 35% в секторе автомобильных грузоперевозок в СЗФО (относительно декабря 2019-го). "Этот рост был связан с ажиотажным спросом на товары первой необходимости и продукты питания, а также с растущими потребностями в поставках со стороны торговой розницы и распределительных центров", — поясняет он.
Вследствие пандемии и последовавшего за ней локдауна отрасли пришлось решать много задач, согласен директор DHL Express в Петербурге и Северо–Западном регионе России Вячеслав Палеха. В связи с отменой значительного числа авиарейсов по России большая часть внутренних грузов шла по земле. Изменились маршруты доставки внутри города. В b2b–сегменте увеличилась доля доставок на частные адреса — компании перевели сотрудников на работу из дома. "Во многих отношениях кризис продемонстрировал важность логистики для экономики", — говорит он.
Пандемия и режим самоизоляции оказали существенное влияние на покупательское поведение. "По нашим оценкам, новые тренды сохранятся и в будущем, и большинство продолжит совершать покупки в интернете. Мы делаем большую ставку на развитие электронной торговли и уверены, что высокими темпами будет расти и b2c-экспорт из России", — предполагает эксперт.
“
Результат наших усилий — стопроцентная готовность сотрудников к действиям в аварийных ситуациях и их способность не допустить ущерба окружающей среде.
Дмитрий Кинэ
"Газпромнефть Шиппинг", генеральный директор
“
Мы построили самообучаемую автоматизированную систему, где люди не общаются друг с другом. Система контролирует все процессы, люди работают лишь с отклонениями.
Илья Дмитриев
"Монополия", генеральный директор
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.