Инфраструктура в позиции догоняющего — сегодня практически типичная история при реализации в новых районах не только проектов комплексного освоения территорий, но и ЖК меньшего масштаба и отдельных домов. Ситуация вступает в конфликт с обновлёнными потребительскими привычками: покупатель теперь хочет повышенного уровня "комфорта шаговой доступности".
Причину наличия территорий с дефицитом инфраструктуры обозначил заместитель председателя комитета по строительству Евгений Барановский, чьи слова приводит сайт администрации Петербурга: "Сейчас проявляется негативный результат допущенных много лет назад ошибок, когда допускалась выдача разрешений на строительство объектов жилого назначения без условия нормативного строительства социальных объектов". В 2018 году был сделан шаг, позволивший планировать синхронную сдачу ЖК и учреждений образования и здравоохранения: в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга чиновники закрепили обновлённые требования.
Школ нет, но вы учитесь
По данным сайта администрации, к сентябрю 2020 года между городом и застройщиками заключены соглашения о возведении 367 таких объектов, 150 уже введено в эксплуатацию. Таким образом, сегодня есть ряд районов, где колоссальная нагрузка на учреждения образования и здравоохранения является притчей во языцех. И конечно, в этом контексте особую привлекательность получают проекты в локациях со сложившейся застройкой и развитой социально-бытовой инфраструктурой.
По словам генерального директора Knight Frank St Petersburg Николая Пашкова, чем выше класс жилья, тем более избирательным становится клиент. Однако есть и общие тенденции: "Проект люди примеряют на себя и свой стиль жизни. Для семей важно наличие хороших, качественных детских садов и школ неподалёку. Инфраструктура внутри дома, по опыту многих проектов, может быть привлекательным фактором, но не является определяющим. Конечно, приятно, если в шаговой доступности есть кафе, магазины и т. д., но хорошие школы и детсады, как правило, перевешивают. В сегменте жилья массового спроса важнейшей составляющей комфортной среды проживания является транспортная доступность, поскольку многие из районов строительства в этом сегменте находятся на значительном удалении от мест приложения труда", — говорит эксперт.
Директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей отмечает, что сегодня "поддерживается интерес покупателей к локациям на периферии, где в будущем запланировано метро, а нагрузку по созданию социальной и транспортной инфраструктуры берёт на себя девелопер. Повышенным спросом продолжают пользоваться проекты комфорт- и бизнес-класса в околоцентральных районах, реализуемые в уже сформировавшихся районах на бывших промышленных территориях".
Однако при выборе важно учитывать ещё один фактор — плотность застройки. Например, в Выборгском районе порядка 30 реализующихся проектов, при этом можно назвать ряд кластеров — когда несколько девелоперов возводят ЖК на относительно близком расстоянии друг от друга. Также на карте есть пара пятен застройки, где проекты представлены точечно или ограниченным объёмом. Здесь можно исключить перегруз социально-бытовых объектов инфраструктуры. Например, в районе станции метро "Проспект Просвещения" строится всего три объекта — при этом в локации уже функционирует около 80 учебных заведений и открываются новые: между Поэтическим бульваром и ЖК "Поэт" недавно введены в эксплуатацию детский сад и школа. Кстати, оба образовательных учреждения — с бассейнами.
"В этой локации нет проблем устройства ребёнка в образовательное учреждение, которая существует в густонаселённых районах, — рассказывает Надежда Калашникова, директор по развитию компании "Л1" (девелопер реализует два проекта в шаговой доступности от станции "Проспект Просвещения": ЖК "Лондон Парк" и "Поэт"). — Это район с уже сложившейся застройкой, нагрузка на объекты социальной инфраструктуры здесь возрастать не будет. Есть где учиться, получать медпомощь, совершать покупки, проводить досуг. Однако к богатому выбору, который предлагает внешняя инфраструктура, мы добавили разнообразие внутреннего наполнения жилых комплексов".