Туда, сюда, обратно: Ленобласть стала лидером маятниковой миграции в стране

Автор фото: Сергей Ермохин

Каждый пятый житель 47–го региона находит работу в Петербурге. Подмосковье и Ленинградская область — абсолютные лидеры по маятниковой миграции в России.

Число выезжающих ежедневно из Ленобласти в Петербург на заработки в прошлом году, по данным Росстата, составило 170 тысяч человек. Это 18,3% от всего трудоспособного населения региона.
Впрочем, с такими данными готовы поспорить в комитете по труду и занятости Петербурга. Его исследование показало, что в городе на Неве работает примерно 400 тысяч жителей Ленинградской области.
Пока ведомства сверяют цифры, областные работодатели разводят руками. Их вакансии — слабое звено на рынке труда. Похвастаться конкурентоспособными предложениями они не могут. Более высокие заработки, развитая инфраструктура, перспективы карьерного роста и лучшие условия работы как магнит притягивают трудовые ресурсы. Обычно маятниковая миграция работает по стандартной схеме. Люди утром садятся в электричку или в маршрутку, добираются до места работы, а вечером едут обратно.
Сравнивая размеры оплаты труда в регионах, в Петростате пришли к неутешительным для Ленинградской области результатам. Средний оклад в 47–м регионе в прошлом году составил 45 600 рублей, а в Северной столице на 40% выше — 63 890 рублей. Это вполне неплохой стимул для граждан, чтобы двинуться с периферии в город. Особенно когда рынок труда жёстко привязан к формуле "спрос рождает предложение", которого в Петербурге хоть отбавляй.
Город манит не только белых воротничков. Большая потребность в квалифицированных поварах, швеях, электриках, станочниках, строителях всех квалификаций. Правда, работодатели ищут высококвалифицированных сотрудников, времени на подготовку кадров у них нет. Поэтому ситуация на рынке труда несбалансированная — требуются профессиональные рабочие, а приходят самоучки. В связи с этим спрос на мастеров с золотыми руками по–прежнему очень высок. Это грузчика можно уволить и завтра найти другого, а станочник высшего разряда — на вес золота.

Мест нет

Согласно статистике, безработных в Ленинградской области 25,7 тысячи человек. И если за 6 месяцев прошлого года работу в 47–м регионе нашли более 8 тысяч соискателей, то на 1 июля 2020–го было трудоустроено всего 4,8 тыс. О том, что найти работу станет сложнее, предупреждали аналитики, рынок труда сжался из–за ограничений, введённых в связи с распространением коронавируса.
Впрочем, в областном комитете по труду и занятости утверждают, что их банк вакансий содержит 20 тыс. предложений. Но растёт и число соискателей. После увеличения почти вдвое, в среднем до 8 тыс. рублей в месяц, пособий безработные граждане активно встают на учёт на бирже труда.
Сами работодатели с ситуацией на рынке знакомы не понаслышке, но возможностей по её изменению не видят.
"Время от времени нам нужны сотрудники. Особенно когда работаем над расширением новой линейки продукции. Поэтому мы часто участвуем в ярмарках вакансий как в Петербурге, так и в Ленинградской области, — отмечает менеджер по подбору персонала ООО “Респираторный комплекс” Елена Никитенко. — Требования у соискателей самые разные. Кому–то нужен социальный пакет, кто–то обращает внимание на размер заработной платы, а кто–то на наличие развозки. Некоторые штудируют вакансии, которые поближе к дому. Конкурировать, когда рядом мегаполис, нелегко. По сути, “сладкий пряник” на рынке труда — достойный оклад и хорошие условия".
Петербургские предприятия "банкуют" расширенным социальным пакетом. И это их беспроигрышный вариант, добавляет начальник производства ООО "Фабрика мороженого “Престиж”" в поселке Романовка Михаил Ананьин. В него входят оплата сверхурочных, больничного листа и другие дополнительные преференции.
По его мнению, среди "крутых" областных заводов хорошими гарантиями и высокими заработками славилось предприятие "Форд". "Конечно, остаётся ряд привлекательных промышленных объектов в Ленинградской области. Но чаще всего на фоне петербургских предложений областной работодатель явно проигрывает, — резюмирует Михаил Ананьин. — Не раз беседуя с соискателями, пришёл к выводу, что развиваться рынку труда мешают и нерешённые проблемы с транспортной доступностью. Шутка ли, добираться с работы домой, когда зимой маршрутки сходят с рейса на полтора–два часа раньше и нет развозки. Порой даже такси вызвать сложно".
По словам исполнительного директора Ленинградской областной торгово–промышленной палатыИгоря Муравьева, урбанизация — процесс объективный: "В её основе, как правило, лежит рост промышленности в городах и углубление территориального разделения труда. Получается, люди могут сегодня жить в одном населённом пункте, а работать в близлежащем, тратя время на дорогу туда и обратно. Такой круговорот трудовых ресурсов характерен для всех крупных современных городов.
Впрочем, между Петербургом и Ленобластью наблюдается разнонаправленная маятниковая миграция. Иногда встречаются примеры, когда жители города на Неве едут в область. Но таких примеров немного". Больше всего маятниковых мигрантов приезжает из ближайших к Петербургу районов — Гатчинского, Кировского или Всеволожского. Добираться на работу им легче, время в пути — чуть более часа.
Вместе с тем, отмечает Игорь Муравьев, стоит учитывать, что нагрузка на социальную инфраструктуру в Ленобласти растет, а региональный бюджет несёт потери из–за недополучения НДФЛ. Налоги оседают в бюджете Петербурга. Перетянуть трудовой трафик, по мнению эксперта, может помочь открытие новых рабочих мест с высокими заработками. "В последнее время заговорили о реализации крупных проектов в портовой инфраструктуре и химической промышленности. Остановить отток трудовых ресурсов удастся, если в регионе появятся перспективные инвестиционные площадки, где люди смогут реализовывать новые идеи", — считает Игорь Муравьев.

С больной головы на здоровую

Маятниковая миграция явление вполне обычное. Она возникает при несоответствии мест размещения производств и прочих мест приложения труда и расселения людей. Особенно развито это явление в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях.
Жители таких территорий, как правило, не видят перспективы для профессионального роста и развития в своем регионе. В свою очередь, местные работодатели не всегда готовы предоставить хорошую вакансию. Поэтому люди ищут и находят работу в мегаполисе.
В этом контексте говорить о потерях областного бюджета не вполне объективно, полагает доцент департамента менеджмента Санкт–Петербургской школы экономики и менеджмента Елена Кудрявцева. Не создав в достаточной мере конкурентоспособные рабочие места, сложно рассчитывать на рост налоговых поступлений.
"При этом нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что покупательная способность маятниковых мигрантов подпитывает экономику региона. Зарабатывая деньги в городе, они тратят их в Ленинградской области", — сказала она.
В комитете по труду и занятости населения Ленинградской области отмечают, что индикатором возвращения трудовых резервов может стать открытие новых рабочих мест, а также белая и достойная заработная плата. Но пока такими достижениями власти похвастаться не могут.
Вокруг Москвы и Петербурга сформировались мощнейшие агломерации. Экономика этих городов генерирует четверть российского ВВП. В двух столицах проживает восьмая часть населения всей страны. При этом ежегодно около 3 млн россиян перемещаются по стране в поисках работы.
Около 2 млн специалистов решаются на переезд в другой регион на длительный срок. Специалисты Высшей школы экономики констатируют: чем моложе человек, тем дальше он готов ехать. Означает ли это, что нынешний рынок труда не нуждается в обновлении? Дескать, активные люди найдут себе применение. Но разве может огромная страна ужаться только до двух городов? Может, стоить подумать, как обеспечить работой и тех, кому не повезло родиться в столицах. А до тех пор, пока этого не произойдёт, сотни тысяч жителей со всех районов области будут стоять на перроне и ждать электричку.