Рынок товаров и услуг для животных в кризис преобразился и выстоял

Автор фото: ТАСС

Рынок товаров и услуг для домашних животных хотя и ощутил на себе последствия кризиса, оказался в числе отраслей, наименее пострадавших от пандемии.

По неофициальным данным, треть российских семей содержат кошек (около 30 млн особей), а 20% — собак (20 млн). У 3% живут птицы и рыбки, и у 1% — хомяки и черепахи. Рынок услуг для этих клиентов только формируется.
В Петербурге насчитывается семь крупных зооцентров, одновременно работающих по трем направлениям: ветеринарная клиника, салон красоты и розничная торговля. Во время коронавирусного локдауна здесь принимали заказы и оказывали ветеринарные услуги. Салоны красоты были закрыты, а магазины, аптеки и клиники продолжали работать.
Центр iPet в июне закрыл одну из своих точек. Владелица, Ольга Калашникова, говорит, что это только отчасти связано с карантином. Основные причины иные.
"Мы заметили, что финансовые возможности наших клиентов снизились. Многие стали отказываться от привычных услуг, начали экономить. Большую роль сыграло падение спроса, которое наблюдалось с прошлого года", — говорит она.
Другие представители рынка говорят, что в июне–июле наблюдался повышенный спрос, в среднем на 70%. "В карантин мы работали над тем, чтобы не потерять своих клиентов. Переносили прием по старым записям. При этом люди продолжали интересоваться нашими услугами, записывались и новые клиенты. После самоизоляции у нас накопилась очередь, сейчас поток такой, как перед новогодними праздниками", — рассказывает Юлия Штыпуляк, управляющая салоном красоты "Собачья жизнь".

Розница и онлайн

Согласно распоряжению правительства РФ от 27 марта, товары для животных были официально объявлены социально значимыми — это решение позволило зоомагазинам продолжить работу и в период режима самоизоляции.
Правда, большинство продукции для животных завозится из Европы. В основном товары поступают из Германии, Италии и Франции. В силу известных обстоятельств возникали проблемы с их поставками в Россию. Также весной были трудности с поступлением в магазины кормов и витаминов для животных. Сейчас ситуация улучшилась, но по итогам 2020 года оборот зоомагазинов, несомненно, сократится. По словам экспертов, в марте–апреле выручка снизилась на 74–75%. Правда, участники рынка надеются выправить подпорченные кризисом показатели.
За прошлый год интернет–магазин "Которай" заработал 3 млн рублей. По словам его руководительницы Марины Первушиной, в этом году цифра останется прежней. "Мы не заметили проседания или увеличения спроса. Люди совершали заказы, как в обычных обстоятельствах", — рассказывает Марина.
Зоомагазин "Офелия" открылся в феврале, за полгода выручка составила 1,5 млн рублей. Специализируется он в основном на продаже аксессуаров для собак и кошек. "Мы рады тому, что смогли заработать в это непростое время. Бизнес у нас сезонный, летом всегда наблюдается затишье. Так что основные продажи пришлись как раз на время карантина. Я думаю, текущие показатели не связаны с режимом самоизоляции. Может быть, к осени они станут выше", — рассуждает Камилла Грижилюк, соучредитель магазина.
Эксперты говорят, что спрос на корма для животных никак не изменился в этом году, но выросли продажи других зоотоваров (одежда, лотки, игрушки и другие аксессуары). "По сравнению с прошлым годом этот получился интереснее с точки зрения выручки. Не вся розница смогла переформатироваться на доставку, поэтому преимущества были у интернет–магазинов. Спрос был на 60% выше, чем обычно", — рассказывает Арсен Терзян, руководитель интернет–магазина Carton Cat.

Волшебный груминг

Рынок услуг для животных из–за коронакризиса немного переформатировался. Одним из самых популярных направлений в этой сфере является груминг (комплекс процедур по уходу за шерстью, кожей, когтями, ушами и глазами домашнего питомца). Поскольку салоны в пик пандемии не работали, вырос спрос на обучение этому ремеслу. Стоимость курса варьируется от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Заработок начинающего мастера, получившего необходимые навыки, при этом может составить от 20 тыс. до 40 тыс. рублей в месяц. "Сейчас наблюдается высокий спрос на такие курсы. После пандемии многие лишились работы, поэтому желающих освоить новую профессию стало больше", — рассказывает Маргарита Санталова, генеральный директор ООО "Хэппи".
Средняя стоимость самого груминга варьируется от 1,5 тыс. до 5 тыс. рублей в зависимости от породы и размера собаки или кошки. В карантин многие салоны красоты разрешали своим мастерам работать в частном порядке. "Мы были закрыты, и иной возможности заработать у наших сотрудников не было. Поскольку спрос на данный вид услуг во время самоизоляции был высок, наши мастера выезжали на стрижки каждый от своего имени", — говорит Маргарита Санталова.
В Петербурге груминг–услуги оказывают в 155 салонах и ветеринарных клиниках. Также, согласно "Яндекс.Услугам", около 250 мастеров предлагают свою помощь в стрижке питомца частным порядком.

Отели в выигрыше

Отдельный сегмент зоорынка — гостиницы для животных. В Петербурге и Ленобласти насчитывается около 70 филиалов компаний, занимающихся временным размещением домашних питомцев. Помимо передержки в качестве дополнительных здесь предлагают услуги груминга, зоотакси и дрессировки.
В среднем инвестиции в открытие отеля для четвероногих могут составить 1–2 млн рублей. Например, вложения в создание гостиницы Cat Diamonds составили 1,5 млн рублей. "Мы открылись в марте. Так как ситуация в мире уже была сложной, мы отложили себе финансовый резерв, хотели избежать быстрого банкротства. Ограничения по услугам никакие не вводили, работали в полном режиме", — рассказывает Никита Пославский, руководитель Cat Diamonds.
Отель Cat–Town тоже открылся в марте. Стоимость проекта составила 3 млн рублей. Бизнес окупился уже через 3 месяца. Сегодня заполняемость всех номеров составляет 95%. "Этот сегмент почти свободен в нашем городе, конкуренция небольшая", — говорит Мария Подвойская, владелица гостиницы.
У нового филиала отеля "Котэ" финансового резерва не было, новую точку пришлось сразу же закрыть. "В марте мы расширились, затем был объявлен режим самоизоляции и введены ограничительные меры. В апреле у нас вообще не было постояльцев, первые запросы стали приходить только в мае. В конце концов наш филиал пришлось закрыть", — рассказывает Павел Баранов, владелец гостиницы. Кстати, в мае спрос на гостиницы для животных вырос на 20–30%, а в августе вообще произошел резкий скачок в 40%.
Гостиница "Лапа Лапа" не работала в карантин. Убытки за весь период простоя составили 1 млн рублей. С начала лета рост спроса позволил перекрыть минус по выручке. "Начиная с мая и по сентябрь включительно у нас загрузка 100%. Люди активно бронируют номера и на октябрь. Раньше запросы поступали за неделю до заселения, теперь за месяц", — говорит Дарья Пационко, руководительница отеля.
Те гостиницы, которые не принимали новых постояльцев весной и летом, выживали за счет обслуживания уже проживающих питомцев. "Когда начался карантин, у нас уже жили “клиенты”. Закрыться мы не могли. Их хозяева застряли в других странах. Один кот прожил у нас 3 месяца, до тех пор пока не открылись границы", — рассказывает Дарья Георгиевская, владелица гостиницы "Котвилль".
В этом отеле всего 50 номеров, 10 из них — эконом-класса стоимостью 300 рублей в сутки (остальные – 600–700 рублей). Данные цены являются средними по рынку. "В сезон отпусков у нас полная заполняемость, хорошая выручка и нет необходимости вкладываться в рекламу. Сейчас мы отказываем в заселении, новых питомцев некуда поместить. Видимо, время отдыха в этом году пришлось на конец лета", — рассуждает Дарья Георгиевская.
Эксперты считают, что высокий спрос продержится до ноября. Затем гостиницам для животных тоже не стоит ждать простоя, поскольку начнутся новогодние каникулы и люди снова поедут в отпуска.
Елена Бондаренко, владелица зоотеля "КотОпес", уверена, что спрос на рынке зоогостиниц выше предложения. "Развитие этого сегмента находится в зачаточном состоянии. Профессионалов пока очень мало", — считает она.
С ней согласны почти все представители отрасли. "Потребители только знакомятся с предложениями рынка зооуслуг. Клиенты экспериментируют, присматриваются. При этом самого предложения как такового очень мало. Рынок пока свободен", — говорит Юлия Штыпуляк.