Дружба в аду: пугающий и оптимистичный "Институт" Стивена Кинга

Книги Стивена Кинга — это, понятно, всегда уровень. Долгие годы его творчество сохраняет к себе стабильный интерес самой что ни на есть широкой аудитории — в нее входят люди совершенно не схожих друг с другом взглядов, вкусов и возрастов. Еще Борис Стругацкий отмечал "дьявольский талант и умелое авторство" Стивена Кинга, но старина Стивен, которому уже ни много ни мало 72 года, продолжает расширять круг своих преданных поклонников. Они все моложе. Каждая новая книга вызывает бурные споры: "Исписался ли король ужасов?" Но никто не говорит: "Доколе можно?! Достал своей писаниной". Его книги продолжают и будут продолжать покупать именно по той причине, что Стивен Кинг не выдает халтуру.
Прочитав всего одну книгу, вы невольно оказываетесь втянутыми в гораздо больший мир Стивена Кинга. Один из его излюбленных приемов — открывать двери в свои прежние произведения. При желании в них можно войти или же просто помнить о такой возможности. Парадокс еще и в том, что Кинг сначала скрупулезно выстраивал свой мир, отражение которого мы сначала видели в реальности лишь отчасти, отдельными кусками, а теперь мы уже живем в мире Стивена Кинга практически ежедневно.
Главный герой "Института" — 12–летний вундеркинд Люк Эллис. Несмотря на юный возраст, он уже зачислен в два университета, остается лишь немного подождать — прежняя бедная жизнь в городишке на 5 тысяч человек останется блеклым воспоминанием. Предметы в поле зрения Люка начинают немного дрожать и как–то перемещаться — нет, это ничего, показалось. Или наш мальчик просто переволновался?
Однажды ночью все изменится. Люк проснется в комнате, ужасно похожей на его аскетичную детскую, но что–то в ней будет не так. Это комната института — учреждения, где над детьми с экстрасенсорными способностями бездушные тираны–ученые ставят антигуманные опыты. Деятельность учреждения направлена на благие цели: развив телепатические и телекинетические способности до максимума, подопечные института смогут предотвращать мировые кризисы, ядерные войны и очищать общество от террористов и прочих нехороших людей. Так в институте борются за мир во всем мире.
Но благими намерениями вымощен путь в романы Стивена Кинга.
В институте нет окон, а сам он поделен на две половины — Ближнюю и Дальнюю. Пока Люк в Ближней, он и его "сокамерники" с ужасом ждут перевода в Дальнюю. Еще никто оттуда не возвращался.
Дети часто становятся главными героями произведений Кинга. Отчасти это потому, что сам автор и в зрелом возрасте сохраняет детскую остроту восприятия. Как отмечал Дмитрий Быков, у Кинга "детские представления о морали и норме", то есть обостренные, — и он, и его персонажи не могут мириться с несправедливостью и молчаливым потворством всяким бесчинствам, которые вполне привычны многим взрослым.
Поэтому "Институт" — пугающая, но оптимистичная книга. Люк и его новые друзья не могут не действовать, не могут не поднять бунт, чтобы освободиться из стен института. И их бунт не "бессмысленный и беспощадный", напротив — только он может приблизить тот самый мир во всем мире.