Пандемия привела к повальному закрытию банковских офисов в Петербурге

Автор фото: ТАСС

С марта банки стали сворачивать офисы. По данным "ДП", за 3 месяца сети сократили 17% работающих в Петербурге кредитных организаций, количество отделений за это время снизилось на 3% — против 6% за весь 2019 год. Банкиры признают, что закрывают конторы из–за проникновения дистанционных сервисов. Однако тенденция ускорилась из–за коронавируса и ограничений, которые были наложены на бизнес и людей.

По данным ЦБ РФ, на 25 мая 2020 года в Петербурге зарегистрировано и работает 1112 банковских подразделений (от головных офисов и филиалов до операционных касс вне кассового узла). На начало марта их количество было равно 1137. Из 119 кредитных учреждений, работающих в городе, от одного до четырех офисов закрыли 19.
Из–за особенностей регистрации и требований ЦБ РФ реальное количество точек продаж в городе меньше: организация, например, по адресу своего филиала дополнительно может зарегистрировать кредитно–кассовый или оперофис, что удваивает статистику.
Полностью ушел из города "Мерседес–Бенц Банк Рус". После присоединения к Джей энд Ти Банку закрылся филиал Московского нефтехимического банка. По аналогичной причине закрылись все офисы Связь–банка (его поглотил ПСБ). "МС Банк Рус", обслуживающий интересы корпорации Mitsubishi, сократил сеть на четверть, до шести отделений. "Юнистрим" закрыл четыре отделения, Примсоцбанк — два из трех. Совкомбанк также закрыл два подразделения (сеть сократилась до 19 точек). В Почта Банке продолжили работу девять из 12 кредитно–кассовых офисов. Сократили по одному отделению Минбанк, "Абсолют", Геобанк, Локо–банк, "Ростфинанс", "Ренессанс кредит", Трансстройбанк и другие.
Из местных свой последний допофис закрыл Витабанк, продолжая работу в единственном головном подразделении. "Викинг" лишился четырех из 10 точек. Одну оперкассу закрыл и "Санкт–Петербург".
В августе прошлого года прекратил работу предпоследний в ранее широкой сети отделений допофис Витабанка. После закрытия в марте–апреле последнего отделения у кредитной организации осталась единственная точка обслуживания — головной офис. В банке не ответили "ДП" на вопрос о причинах сокращения бизнеса.
"Закрытие кредитно–кассового отделения в Петербурге не влияет на нашу деятельность, с точки зрения кредитования ничего не изменилось, работа ведется на базе дилерских центров, — отметили в пресс–службе “Мерседес–Бенц Банк Рус”. — Это формальность и признак времени".
В контексте аналогичных действий по сокращению сети, предпринятых "МС Банк Рус", реальная причина, скорее всего, связана со снижением спроса в автопроме. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в апреле объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал в РФ на 72%, общее уменьшение за январь–апрель составило 20%. Уход банков, связанных с автопроизводителями, как полагает Александра Христофорова, совладелец лизинговой компании "Петербургснаб", опосредованно может повысить спрос на автолизинг у небольших частных, а не кэптивных компаний. Эксперты также отмечают, что у автопроизводителей есть масса партнеров, через которых они могут осуществлять продажи, закрыв собственное кредитное направление в городе.

Сжатие метров

Большинство опрошенных "ДП" банков ссылаются на увеличение объема дистанционных операций, из–за чего содержание физического офиса становится для них убыточным. Другие прямо говорят об экономических последствиях ограничений, установленных в городе в связи с коронавирусом.
"Мы оптимизируем сеть операционных касс, исходя из показателей каждого внутреннего структурного подразделения, — рассказала Оксана Рогалева, заместитель председателя правления банка “Викинг”. — Закрытые оперкассы имели невысокую рентабельность, а в текущей ситуации она снизилась и ушла за грань приемлемой". По ее словам, при стабилизации ситуации и возвращении к обычному режиму работы банк по–прежнему будет нацелен на увеличение своего присутствия в городе и открытие новых точек сети.
"Закрытие офиса связано с общей оптимизацией филиальной сети, которая происходит с целью повышения операционной эффективности и улучшения финансовых показателей, — пояснили в пресс–службе Московского индустриального банка (МИБ). — Нерентабельные, бесперспективные и неудобные отделения, исходя из географического положения, мы вынуждены закрывать". Банк с января 2019 года находился на санации, сейчас владельцем 99,99% его капитала является ЦБ РФ.
В пресс–службе Почта Банка отметили, что сокращение сети отделений, отраженное в статистике ЦБ РФ, вызвано внутренними процессами. "В начале года изменен подход к административному делению в регионах, сократилось количество управленческих административных единиц, что потребовало регистрации изменений, и, таким образом, уменьшилось число адресов в категории статистики кредитно–кассовых офисов", — подчеркнули в кредитной организации.
В банке "Ренессанс кредит" согласились с данными ЦБ РФ и выводами "ДП" о ликвидации одного отделения, подчеркнув, что банк продолжит развивать свой бизнес в городе.
ПСБ помимо завершения работы всех офисов присоединенного Связь–банка закрыл и один свой собственный допофис. "Ряд отделений присоединенного банка находился в тех же локациях, где был представлен ПСБ, необходимости в дублировании точек продаж в одних и тех же районах города нет, — рассказали в пресс–службе ПСБ. — В перспективе банк планирует расширить сеть и открыть новые отделения в тех районах города, где не был представлен".
Лидеры по количеству отделений в городе — Сбербанк (289 отделений) и ВТБ (88) — сохранили сети без изменений.

Уволить всех

Как ранее писал "ДП" (см. №80 от 04.06.2019), год назад на 100 тыс. жителей Петербурга приходилось 4,9 банковских офиса, что превышало московский показатель (4,6). По данным на текущую неделю, интерес банкиров сместился в столицу: в Петербурге плотность офисов снизилась до 4,8, до этого же значения вырос и московский индекс.
Закрыть офис без финансовых потерь невозможно: необходимо уведомить клиентов о переводе на обслуживание в другие точки продаж, уволить персонал с выплатой полагающихся по закону компенсаций, заплатить за вывоз банковского оборудования и, кроме всего прочего, потерять на досрочном расторжении договора аренды. Также есть и косвенные потери. По оценке "ДП", при ликвидации офиса банк может лишиться до четверти клиентов из–за их несогласия обслуживаться по новым адресам. Соответственно, кредитные организации готовы идти на такие потери только ради того, чтобы предотвратить гораздо большие.
"В краткосрочной перспективе сохранение затрат на продолжение работы офиса выгоднее, чем его закрытие, на которое нужно потратить не менее одного месяца", — считает один из опрошенных "ДП" руководителей филиала московского банка. По его мнению, тренд на массовое закрытие офисов за несколько месяцев говорит о том, что сегодня банки вынуждены резко снижать затраты, в том числе не оценивая и перспективные репутационные потери.
С другой стороны, увлечение банков арендой недвижимости вместо приобретения помещений в собственность привело к тому, что затраты на открытие нового банковского офиса минимальны. Как правило, кредитные организации снимают уже переоборудованные помещения, из которых другие банки съехали по причине отзыва у них лицензии или вынужденного сокращения расходов. Как правило, потенциальным клиентам все равно, какая вывеска над входом, особенно если ему нужны простые расчетные или валютообменные операции.
Банкиры пытаются убедить своих клиентов, что массовый перевод операций в онлайн позволяет безболезненно закрывать избыточные точки.
"Наша бизнес–модель предполагает постепенный переход к онлайн–обслуживанию, основной канал продаж в рознице — партнерский, — говорит Мария Батталова, управляющий директор Абсолют Банка в Петербурге. — Большое количество офисов уже не имеет принципиального значения, мы оставляем точки с наиболее выигрышной локацией и хорошей рентабельностью".
Обратная сторона сокращения офисов — увольнение персонала. Из–за массового характера уменьшения численности банковских отделений найти работу кассирам и операционистам в других кредитных организациях будет трудно. При этом банки продолжают оказывать услуги, по требованиям ЦБ РФ предполагающие личное присутствие клиента, в том числе открытие расчетного счета, выдачу выписок для получения виз или оформление налоговых вычетов. В итоге ранее лояльные конкретному бренду клиенты будут вынуждены посещать неудобные для них офисы, пока не примут решение перейти на обслуживание в другой банк. Если рядом с домом на тот момент останутся какие–либо другие банковские отделения.

В контексте

Финансовая отрасль пострадала от коронавирусной изоляции не больше других отраслей. Да что там — она, можно сказать, пока почти не пострадала, так как денежный оборот давно уже в основном электронный и удаленный. Но это только пока. Главные потери еще впереди.
Основа банковского бизнеса — кредитование — стремительно замедляется. Так, на прошлой неделе Национальное бюро кредитных историй сообщило, что выдача ипотечных кредитов в апреле 2020 года уменьшилась в 1,5 раза по сравнению с мартом, а по сравнению с апрелем 2019–го — на треть. Схожие данные у Объединенного кредитного бюро: в апреле 2020 года по сравнению с мартом выдача ипотеки упала на 33 % по количеству договоров и на 39 % — по объему.
Чистая прибыль российских кредитных организаций в апреле снизилась в 6 раз, до 32 млрд рублей, по сравнению со 190 млрд в марте. Это уже данные регулятора, Банка России. Обнадеживает, что в прошлом месяце прибыльными все еще оставались более половины, то есть 63 % от общего количества банков, на которые приходилось 77 % активов. Но что покажет май?
Конечно, многим бизнесам гораздо хуже. Владельцы ресторанов почти полностью лишились выручки. Доставка блюд приносит крохи по сравнению с залами. Фитнес–центры тренируют виртуально, но денег на этом не зарабатывают. И т. д. А ведь все они в той или иной степени клиенты банков. Те же арендодатели, на которых банкиры жалуются в связи с нелояльностью, вскоре вынуждены будут просить отсрочек по кредитам у банкиров, возможно — у собственных арендаторов.
В общем, в отличие от Сергея Шнурова, которому «никого не жалко, никого», автору этих строк в данной ситуации жалко всех. Накрыло бизнесменов не по–детски. Издержки сейчас они вынуждены резать нещадно. Увольнения, срезания зарплат, отказы от офисов — в кризис в ход идет все. И непонятно, когда это кончится. Ясно только, что не прямо завтра.
Однако опытные предприниматели, прошедшие не один кризис, наверняка помнят, что похожие ощущения у них были и в 2008–м, к примеру, и в 1998–м. Не исключено, что кто–то даже чувствует драйв, как будто вернулся в молодость. Да, этот кризис в чем–то особенный: никогда прежде люди, напуганные невидимой заразой, не шарахались так друг от друга. Но в предыдущие разы тоже были свои нюансы. Общим было одно: чем страшнее и безнадежнее становится окружающая действительность, тем больше шансов, что потом будешь вспоминать этот момент как время самых шикарных возможностей. Надо только сохранить ресурсы, чтобы ими воспользоваться.
По предварительным оценкам макроаналитиков, ВВП страны сократится по итогам 2020 года на 8–10%. Для банков с невысокой достаточностью капитала сокращение персонала и закрытие части отделений — один из способов уменьшения постоянных затрат. Не только небольшие и не самые сильные банки закрывают сегодня отделения. Среди них есть те, которые продолжают реализовывать стратегии оптимизации бизнеса или перестройки бизнес–моделей. Главное, чтобы это было не "модой", а осознанным процессом. Идеальный мир на ближайшее время — комбинация онлайна и офлайна, исходя из масштаба банка и его бизнес–модели. Диджитализация банковских услуг — тренд последних лет, а коронавирус лишь усиливает и ускоряет его. В конкурентной борьбе за платежеспособных и прогрессивных клиентов выиграют те, кто раньше включился в цифровую трансформацию бизнеса, чье финансовое положение позволяет финансировать создание нового цифрового бизнеса и внедрять современные инженерные практики. Новые технологии ведут к ускорению конкуренции, а значит, к сокращению маржинальности в секторе. Как создавать новые продукты с минимальной себестоимостью — главный вызов в отрасли. Мы завершили реформирование сети отделений осенью прошлого года. Оставили наиболее востребованные офисы, приведя размер сети в соответствие с изменившимися предпочтениями клиентов. Это позволяет нам легче пережить непростые времена.
Андрей Почеснев
Директор Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка
Мы постоянно оптимизируем сеть собственных офисов в городе. В настоящий момент мы уходим из офисов тех арендодателей, которые отказались снизить ставки по арендной плате с учетом сложившейся в стране и Петербурге экономической ситуации. Сегодня наша сеть здесь — это 15 кредитно–кассовых офисов, два оперофиса и две оперкассы. Сотрудники двух закрытых точек обслуживания сейчас работают дистанционно, с ними мы не расстаемся. В перспективе новые офисы банка могут быть открыты в других помещениях — у более лояльных арендодателей.
Сергей Хотимский
Первый заместитель председателя правления Совкомбанка
Сокращения затронут младший кадровый состав — кассиров, операционистов, кредитных менеджеров. Квалификация не ограничивает их в поиске вакансий в узком финансовом сегменте, поэтому они могут найти себя в других сферах — от торговли до недвижимости. Сложнее руководящему составу: накопленный банковский опыт не предполагает безболезненной резкой смены профессии. Выход на рынок труда не менее 150 финансовых работников не влияет на кадровый рынок, это не разовое явление, а плавное, постепенное появление кадрового резерва на рынке труда.
Андрей Щербаков
Управляющий директор агентства HR bp