09:5623 апреля 202009:56
2847просмотров
09:5623 апреля 2020
С началом пандемии и карантина для десятков тысяч горожан вырос риск остаться без работы. Почему в России такое скромное пособие по безработице, разбирался "ДП".
Согласно официальным данным Минтруда, безработица в России уже выросла до 6,36%. Но это, разумеется, не предел. Так, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин прямо предрекает резкий рост числа безработных: "По прогнозам, в период этого кризиса в России с 2,5 млн до 8 млн увеличится их число на какой–то период. Возможно, что и до конца года. Потом произойдет перезапуск экономики, рост спроса и потребления, количество безработных станет меньше, возобновит работу малый и средний бизнес". По его словам, 30% работников недействующих компаний могут быть уволены, если карантин затянется.
Свои подсчеты у доцента кафедры РАНХиГС Сергея Хестанова: "В ближайшее время может разыграться драма. Если карантин затянется, то к середине мая, по грубым прикидкам, численность безработных достигнет 7–10 млн человек. Если затянут до конца мая, то безработных будет около 20 млн. Люди сконцентрированы в больших городах. Это взрывоопасная ситуация".
О нетривиальности ситуации говорит и письмо, о котором стало известно в понедельник. Гендиректор АСИ Светлана Чупшева в послании главе правительства Михаилу Мишустину предложила приравнять к резидентам страны мигрантов, дабы те имели возможность получать пособия по безработице и другие льготы. В качестве аргумента автор письма приводит пример Португалии, где правительство с той же целью в конце марта гарантировало мигрантам получение гражданства.
По данным опроса hh.ru, 48% компаний Петербурга оценивают свое положение на рынке негативно. В условиях всеобщей непредсказуемости многие из них режут "косты" — и под ними подразумеваются в том числе и расходы на персонал. 46% опрошенных компаний (большая часть из которых относится к сегменту малого и среднего бизнеса) уже сократили штат. В ближайшие полгода этим путем пойдут еще 37% компаний. 15% респондентов отметили, что планируют экономить и на заработных платах.
Дырка от корзинки
На рынке труда уже отметился спад найма новых сотрудников, ожидается, что этот процесс будет продолжаться и после окончания пандемии. Готовясь к худшему, правительство приняло меры для поддержки безработных граждан. Базово размер пособий по безработице в России варьировался от 1,5 тыс. до 8 тыс. рублей. Для граждан предпенсионного возраста он составлял 11 280 рублей. Повышение этих выплат до МРОТ было предметом долгих дискуссий, однако они разом прекратились после выступления в начале апреля Владимира Путина, в котором он объявил, что всем россиянам, потерявшим работу после 1 марта и вставшим на учет в службу занятости, полагается выплата по безработице в размере 12 130 рублей.
В столице пошли дальше — и к федеральному минимуму прибавили доплату из своего бюджета, доведя общую сумму пособия до 19,5 тыс. рублей. На него могут претендовать и самозанятые, если подтвердят, что находятся в этом статусе как минимум 60 дней.
Социально–экономическое значение выплат по безработице и их "должный" размер — тема очень любопытная при близком рассмотрении. Очевидно, что нынешняя сумма не позволит даже самому экономному человеку (особенно жителю крупного города) жить комфортно до нового трудоустройства. "Предполагается, что размер пособия по безработице должен стимулировать к поиску работы. Если ему выплачивают слишком много, то человек никак не стимулирован этому. С этой точки зрения стимулирующая функция пособия по безработице в России формально выполняется", — говорит заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Алексей Балашов.
Размер выплат безработным гражданам лежит в потребительской корзине. В 2020 году ее стоимость в среднем по России составляет 11,2 тыс. рублей в месяц. В ней одна половина — 5,6 тыс. рублей — расходы на продукты, вторая — на непродовольственные товары и услуги. Причем состав второй части не содержит четкого перечня. "При принятии действующей корзины в 2012 году из нее были исключены затраты на коммунальные услуги, транспорт и связь, что содействовало росту тарифов на них и создало трудности при оплате услуг ЖКХ для бедных семей. Кроме того, в корзину не входят расходы на образование и медицину, которые в России с советских времен считаются бесплатными. Нынешний размер пособия фактически не связан с уровнем оплаты труда безработного на последнем рабочем месте, что часто приводит к шоковому снижению уровня жизни его семьи", — отмечает профессор департамента экономики ВШЭ Борис Корнейчук.
За океаном зеленее
С катастрофическим ростом безработицы, а значит, и ростом заявок на получение пособий столкнулись в США. Только за последний месяц страна обрела 6,6 млн новых безработных. По прогнозам аналитиков Goldman Sachs, до конца мая правительство Штатов получит до 20 млн заявок на получение пособий.
При этом сама система выплат очень различается в разных штатах, как, соответственно, и уровень жизни в них. В конце марта федеральное правительство выпустило закон, определяющий меры поддержки в связи с коронавирусом (CARES), — тот самый, который обойдется бюджету страны в $2 трлн. В нем есть пункты и о безработных, которым еженедельно в течение полугода полагается $600. Также им гарантируются выплаты в течение 13 дополнительных недель сверх срока, который определяет штат. Согласно данным statista.com, в 2019 году доход на душу жителей США составил $45,6 тыс., или $3,8 тыс. в месяц. Чтобы поддержать соотечественников, президент Дональд Трамп объявил, что приостанавливает иммиграцию в страну, чтобы защитить рабочие места "великих американских граждан".
Глядя на пример заокеанских коллег, трудоспособному и трудящемуся россиянину должно быть обидно: государство страны–антагониста действительно заботится о своих гражданах. А в России даже чуть подросшие пособия со всеми надбавками (например, за несовершеннолетних детей и с льготами в виде отсрочек платы за ЖКХ) не позволят спокойно смотреть в завтрашний день.
"О том, что сложившееся в сфере социальной политики положение надо менять, говорят последние 20 лет. МРОТ, минимальный прожиточный минимум и пособие по безработице должны быть связаны с реальным, а не фиктивным рынком труда. Но плотная связь этих категорий с принципом бюджетного федерализма — распределением средств между центром и регионами — блокирует эти изменения. На реальные изменения принципов бюджетного федерализма в настоящее время Москва пойти не готова. А раз так, то и функция пособия по безработице долго останется еще декорационной", — уверен Алексей Балашов.
“
Существуют различные представления о целях выплаты пособия по безработице. От простой поддержки на период поиска работы до безусловного дохода, когда человек получает деньги от государства просто так. Размер пособия напрямую зависит от выбранной цели. Если мы хотим заставить искать работу, пособие не должно быть большим. В России официально было зарегистрировано около 800 тысяч безработных. Однако, по некоторым оценкам, эта цифра занижена раз в пять. Большинство предпочитает искать работу через частные кадровые агентства. Когда мы сегодня говорим о необходимости поддержки тех, кто потерял работу, неясно, кого поддерживать — официальных безработных или всех. Очевидно, что нужно поддержать всех нуждающихся, но до сих пор наладить систему адресной социальной поддержки не получалось. Например, в США во времена Великой депрессии для получения пособия по безработице или направления на оплачиваемые общественные работы необходимо было сдать водительское удостоверение и предъявить справку об отсутствии домашнего телефона.
Дмитрий Жилюк
Доцент кафедры финансов СПбгГЭУ
“
Без радикального изменения правил регистрации в службе занятости меры поддержки рискуют быть половинчатыми и не достичь малого и среднего, зачастую полуформального, бизнеса, а это миллионы людей. Опыт развитых стран в части организации программ субсидирования занятости с сокращенным рабочим временем, или частичных пособий по безработице, создания системы страхования от безработицы, очень важен. Развернуть в России в кратчайшие сроки аналогичную систему невозможно. Однако можно на время ввести важнейшие элементы таких программ, фактически осуществляя государственные трансферты через расширенные полномочия служб занятости. Создание полномасштабных механизмов страхования от полной или частичной потери занятости необходимо провести "в мирное время", не надеясь, что пандемия COVID–19 — единичный случай, который не повторится в обозримом будущем. В некотором смысле пандемия открывает окно возможностей для создания механизмов страхования от безработицы, без которых адаптация к шокам разной природы останется неэффективной.
Ирина Денисова
Профессор РЭШ