"Деловой Петербург" узнал, как петербургские компании решают психологические проблемы сотрудников и готов ли бизнес тратить деньги на заботу об эмоциональном состоянии рабочего коллектива.
Поздняя зима и ранняя весна — традиционно самое непростое время для жителей Петербурга. В нынешнем году ситуацию усугубили теплая зима, постоянные дожди и сырость. По словам опрошенных "ДП" экспертов, в сложившихся условиях у людей еще сильнее обостряются психологические проблемы, а КПД на работе падает.
Решить сложности может корпоративный психолог, однако петербургские работодатели пока неохотно нанимают в штат профессионалов. Обычно ответственность перекладывается на HR-менеджеров либо дело ограничивается разовым приглашением коучей и тренеров. Подробнее о том, как бизнес борется со стрессом и депрессией у сотрудников, почему распространенный на Западе курс на well-being у нас приживается плохо, какие экономические риски может создать нездоровый рабочий настрой внутри компании и в каких случаях помощь психолога даже навредит — в материале dp.ru.
Вопрос бюджета
"Все тренды постепенно приходят в российский HR с Запада, пусть и в адаптированном к нашим реалиям рынка труда виде. Многие западные компании сейчас взяли курс на well-being — направление, которое пока, к сожалению, плохо приживается в России. Комплексная забота о людях пока, скорее, присуща большим компаниям, так или иначе ориентированным на западные ценности, когда сотрудник воспринимается не как рабочая лошадка, а как важное звено одной большой цепи, у которого есть и сильные, и слабые места. Как показывают многочисленные исследования, компании, которые способны сфокусироваться на людях и помочь решить им определенные проблемы, связанные со здоровьем, карьерой, финансами, личной жизнью, в конечном счете получают более вовлеченных и лояльных сотрудников. А это, в свою очередь, влияет на производительность труда и в конечном итоге на финансовые результаты компании", — говорит руководитель пресс-службы hh.ru по Северо-Западу Ирина Жильникова.
По ее словам, с учетом роста нагрузки на персонал всех уровней, увеличения потока входящей информации, активной трансформации бизнес-процессов и постоянных изменений во всех сферах жизни забота о психологическом здоровье сотрудников должна стать одним из важных фокусов в работе эйчаров прогрессивных компаний.
"Другое дело, что не у каждой компании есть бюджет на эту статью расходов. Бизнес разных масштабов решает эту проблему по-разному. Одни перекладывают функционал корпоративного психолога на плечи HR-менеджера — об этом можно судить, исходя из текстов вакансий на hh.ru, другие выводят эту функцию на аутсорс, когда за психологическую поддержку сотрудников отвечает внешний провайдер. Чаще всего это дистанционный специалист, которому можно позвонить по выделенной линии. Компаний, готовых взять в штат корпоративного психолога, в Северной столице немного. Как правило, этот специалист не только консультирует сотрудников и помогает преодолевать сложные ситуации в коллективе, но и отвечает за разработку программ обучения, нематериальной мотивации и оценки персонала, адаптацию новых сотрудников и т. п.", — добавила Ирина Жильникова.
Эксперт по мотивации и управлению персоналом Антон Батов согласен с коллегами, которые не видят большой заинтересованности бизнеса в привлечении штатного корпоративного психолога. "Среди всего круга известных мне компаний они обходятся именно тренерами или максимум коучами, которые еще и совмещают эту деятельность с основными задачами по работе", — поделился своими наблюдениями собеседник dp.ru.
По его мнению, штатный психолог прежде всего нужен в тех отраслях, где работникам приходится часто общаться и взаимодействовать с клиентами. Другой тип нуждающихся в эмоциональном сопровождении — вахтеры с длительными командировками и люди, занятые тяжелым и ответственным трудом, например диспетчеры аэропортов. Самые стрессовые профессии, как отметил категорийный менеджер "Авито.Работа" Дмитрий Пучков, связаны с принятием решений или с ежедневной коммуникацией с людьми: операторы call-центров, продавцы, таксисты, страховщики, управленцы, медперсонал, а также все сотрудники, чья зарплата напрямую зависит от KPI.
"По своему опыту могу сказать, что в ИТ-отрасли корпоративный психолог полезен. У нас много интровертов, которым иногда бывает сложно проговорить даже самые простые моменты. Зачастую сотрудники чувствуют себя потерянными, у них нет времени или возможности нормально обсудить важные для них вопросы. Их руководители — в состоянии постоянного цейтнота. Иногда, чтобы разрешить ту или иную ситуацию, достаточно просто собраться и проговорить что-то на троих: руководитель, психолог, сотрудник. Бывает, что люди хотят уйти из компании, потому что что-то не понимают. Психолог способен правильно донести до них информацию, снять какие-то ограничения — и вот они уже остаются в компании, чувствуют себя комфортно и демонстрируют отличные результаты", — высказал свою точку зрения председатель совета директоров ГК "КОРУС Консалтинг" Александр Семенов.
ДМС недостаточно
Постоянный стресс негативно влияет на производительность сотрудников, приводит к эмоциональному выгоранию, психическим расстройствам и всевозможным физическим проблемам со здоровьем. "Более того, работодатели во всем мире отмечают, что за последние пару лет именно психологическое неблагополучие стало самой частой причиной отсутствия сотрудников на рабочем месте. Исследования демонстрируют, что американская экономика потеряла $2 млрд в 2016 году. В России пока аналогичные подсчеты не проводятся, но очевидно, что это тренд общемировой, и поэтому крупные работодатели стали хотя бы присматриваться к вопросам здоровья сотрудников. Существуют базовые меры — программы ДМС, корпоративный фитнес (или скидки на него), здоровое питание в офисах, практики медитации и корпоративные психологи. Зачастую все эти задачи ложатся на плечи сотрудников по внутренним коммуникациям, но в крупных ИТ-, ретейл-компаниях и производственных кластерах выделяются отдельные позиции для корпоративных психологов. Эта практика, массово развивающаяся за рубежом, только начинает приживаться в российских реалиях", — констатирует Дмитрий Пучков.
Согласно проведенному в январе — феврале 2020 года исследованию сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob, программа поддержки сотрудников (EAP — консультации психологов, финансовых и юридических специалистов) входит в компенсационный пакет 5% компаний в России. Опрос 1,6 тыс. сотрудников коммерческих организаций также показал, что если бы у них была возможность самим сформировать для себя социальный пакет, то 5% респондентов выбрали бы программы поддержки.
В SuperJob заявляют, что корпоративные психологи с каждым годом становятся все более востребованы. Основатель сервиса по оказанию дистанционных консультаций "Понимаю" Антон Кушнер подтверждает, что спрос на психологические консультации со стороны предприятий всех видов бизнеса и любого размера постепенно увеличивается.
"Помимо своей основной функции — увеличения психологического здоровья, а значит, и продуктивности персонала, — наличие психологической поддержки — это показатель более современного подхода к формированию социального пакета и бенефитов для сотрудников. Все больше руководителей компаний понимают, что привлечь молодые и умные кадры стандартным ДМС давно не получается. Нужны более современные методы. На предприятии может работать штатный психолог, а также психологическая поддержка может быть оказана онлайн специальным провайдером таких услуг. Однако было бы наивно полагать, что один корпоративный психолог сможет помочь штату в 3–4 тыс. человек. Если сотрудник будет вынужден регулярно ожидать свою запись по 2–3 недели, то его запал постепенно сойдет на нет", — предупреждает Антон Кушнер.
Тем не менее число вакансий для корпоративных психологов в Петербурге, по данным hh.ru, от года к году практически не меняется. Счет идет на десятки.
Средняя заработная плата после вычета налогов на позиции "психолог-консультант / корпоративный психолог" в Петербурге составляет 65 тыс. рублей. Максимальный уровень дохода — 100 тыс. рублей. Конфликтолог может в среднем рассчитывать на 62 тыс. рублей, максимум — на 125 тыс. рублей, приводят статистику в SuperJob.
Корпоративные риски и возможности
Генеральный директор представительства компании Mankiewicz в России и странах СНГ, член стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге Владимир Трофименко уверен, что выстраивание успешных проектов возможно только при понимании биологических основ поведения человека и психологии партнерства.
"Агрегируя лучшие практики проектного менеджмента, мы организовали пространство поддержки технологических проектов — общественную организацию "Люди будущего". Это один из лучших примеров успешной платформы по поддержке и "выращиванию" проектов с потенциальной доходностью свыше 1:300 и созданию проектов на мировые рынки, то, что сейчас называется проектами-единорогами. Речь идет об инновационных разработках в ИИ, робототехнике, AR, VR, новых принципах и технологиях обучения. В нашем пространстве привлечена экспертиза не просто психологов, а психологов, имеющих практику психиатрии, остеопатии, психофизиологических практик. Все это позволяет правильно учитывать особенности наших гениев при создании стартап-подразделений, а также коррекции действий для выстраивания наиболее эффективных взаимодействий. Сейчас мы живем в то время, когда ценится не столько быстрая прибыль, сколько возможность инвестиций в проекты, которые могут изменить мир и принести не только сверхприбыль, но и удовлетворение от созидания", — считает Владимир Трофименко.
Руководитель отдела по работе с персоналом инвестиционной компании QBF Светлана Белодед признается, что в штате финансовой группы, имеющей офис в Петербурге, психолога нет. Но периодически по индивидуальным запросам сотрудников вызывают эксперта. "У специалистов бывают кризисные моменты, когда нужна психологическая разгрузка. Наиболее стрессовая работа, как правило, у менеджеров по продажам. Помочь в подобных ситуациях может коллега, умеющий слушать и грамотно задавать вопросы, способные навести на пути решения проблемы. Думаю, грамотно спрашивать — это как раз основная миссия психолога", — полагает Белодед.
Риски, связанные с привлечением корпоративного психолога, могут возникнуть из-за недостаточного профессионализма специалиста, а также некорректного отношения к его рекомендациям, рассуждает Светлана Белодед.
"Я считаю опасной абсолютизацию выводов практика в области психологии. Например, одна моя коллега из IT-компании рассказала, что у них работает психолог, который наделен правом решать, принимать соискателя в коллектив или нет. Специалисты по работе с кадрами тщательно отбирают резюме, тестируют новичков, проводят с ними собеседования, а затем направляют кандидатов, которые уже успешно прошли отбор, к психологу. Этот эксперт делает выводы о соискателях в соответствии с физиогномикой. Так, он нередко запрещает сотрудничать с новичками, имеющими развитые компетенции, опыт работы и хорошие рекомендации, лишь из-за особенностей их черт лица. К мнению психолога прислушиваются топ-менеджеры. Естественно, в такой компании, во-первых, демотивированы HR-специалисты, труд которых часто пропадает зря. Во-вторых, я не уверена, что позиция психолога действительно помогает привлечь в команду лучшие кадры", — рассказала представитель QBF.
Иногда против психолога настроены непосредственно сами работники, продолжает Светлана Белодед. "Думаю, сопротивление с их стороны возникает в тех случаях, когда сам специалист ведет себя некорректно. К примеру, эксперт не должен предлагать сотрудникам утомительные тесты, не объясняя, чем будут именно для них полезны результаты исследования. Каким бы профессионалом ни был психолог, наверняка найдутся работники, которые будут в нем сомневаться. Важно, чтобы привлеченный специалист в области поддержки и сопровождения был готов к негативным реакциям. Если уже на первой встрече практик продемонстрирует, что он в состоянии предложить коллегам по-настоящему работающие инструменты для самопознания и развития, его, скорее всего, примут и начнут ценить", — резюмирует эксперт.
Подсчитать в деньгах эффект, который дает наличие психолога в компании, довольно сложно, сходятся во мнении опрошенные dp.ru спикеры.
"Говорить об оценке экономической эффективности в данном случае не совсем корректно. Компания ведь не может оцифровать экономический эффект от покупки ДМС для своих сотрудников. Или замены некачественного освещения в офисе на более благоприятное. Можно замерять показатели уровня стресса и эффективности персонала, но тогда результат надо постоянно сравнивать с референтной группой — часть сотрудников должна пользоваться услугами психолога, а другая — нет. В целом надо говорить не о ROI или ROE, а о return of human capital. Измерять тоже надо не в количественных показателях, а в качественных", — подытожил Антон Кушнер.
Погодный фактор
Погодные условия, безусловно, негативно влияют на трудоспособность и КПД сотрудников, отмечает Антон Батов.
"Ведь для того, чтобы попасть на "прекрасное, уютное и дружелюбное рабочее место", большинству сотрудников приходится преодолеть от 30 до 90 минут дороги до места работы. А это означает, что нужно угадать с погодой. В Питере на синоптиков надеяться — быть мокрым. И не просто угадать, а еще и спрогнозировать ее изменения и предусмотреть гардероб! Сплошные волнения, которые надо не забыть помножить на общественный транспорт, пробки и унылый серый вид за окном, обещающий такое же "веселое" приключение по дороге домой", — подчеркивает Батов.
В то же время погода сама по себе не является важным стрессогенным фактором, однако она может усугублять или снижать реакцию человека на стресс, который он получает в профессиональной жизни или в быту, уточняет Антон Кушнер.