Виталий Алексеев Все статьи автора
12 декабря 2019, 13:27 346

"Важная веха": в России приняли кодекс этики для big data

Фото: Ковалев Петр

Крупные игроки российского рынка big data подписали кодекс этики работы с данными — отечественный ответ европейскому GDPR. Пока это соглашение о намерениях, призванное обозначить основные правила работы с большими данными, в первую очередь для корпораций.

Российские IT-компании, телеком-операторы, банки, операторы платежных систем и облачных данных приняли совместный кодекс этики использования данных, сообщает пресс-служба Института развития интернета (ИРИ), одного из разработчиков документа. Инициатором и соавтором документа стала Ассоциация больших данных (АБД).

Цифровой рубеж. Компании готовы перейти в "Индустрию 4.0", но нужно разобраться с массивами данных

Цифровой рубеж. Компании готовы перейти в "Индустрию 4.0", но нужно разобраться с массивами данных

302
Владислав Скобелев

Свои подписи на документе оставили представители таких компаний, как "Билайн", "Газпром-медиа холдинг", Газпромбанк, Группа "ВТБ", "МегаФон", МТС, "Ростелеком", Сбербанк, Тинькофф Банк, Фонд "Cколково", "Яндекс", Mail.ru Group, OneFactor, Qiwi, "Газпром-Медиа Холдинг", а также Аналитический центр при правительстве РФ.

Соглашение было подписано в рамках Российской интернет-недели (RIW). Кодекс включает в себя принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных, он также предполагает создание и ведение Реестра добросовестных участников. "Положения кодекса призваны стать базой для создания реально действующих законодательных инициатив в области регулирования, так как разработаны самими участниками оборота данных, которые хорошо понимают рынок, знакомы с возможными сценариями использования технологий в будущем", — отмечают авторы кодекса.

Не только персональные

Предполагается, что кодекс должен стать основой для подготовки изменений в российское законодательство в части регулирования использования данных в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". Главная цель документа — повышение осведомленности граждан о технологиях обработки данных и форматах отраслевого взаимодействия между участниками рынка.

Документ распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных. Отдельно оговариваются условия этичного использования искусственного интеллекта при обработке данных. Положения кодекса определяют принципы обмена данными между компаниями, трансграничную передачу данных, правила их хранения и обработки в соответствии с законодательством. Также в документе говорится, что компании должны руководствоваться принципами добросовестности и профессиональной ответственности.

Соблюдение этих принципов предполагает в том числе предоставление по запросам государственных органов объективной и достоверной информации о деятельности компании, подлежащей раскрытию в соответствии с действующим законодательством, и использование механизмов взаимного и общественного контроля участников рынка данных. Целью создания кодекса заявлено, в частности, установление универсальных правил, определяющих "границы допустимого поведения для всего профессионального сообщества".

"Сегодня Сбербанк наравне с другими крупнейшими российскими компаниями присоединился к кодексу этики использования данных. Его уникальность состоит в том, что крупнейшие компании рынка данных решили, что этот документ нужен, разработали его и, более того, добровольно приняли на себя обязательства соблюдать все положения. Сегодняшнее подписание — важная веха в развитии "правильного" искусственного интеллекта, который должен отвечать всем этическим правилам. Мы движемся в направлении социально ориентированного, ответственного и этического ИИ", — отметил Александр Ведяхин, зампредправления Сбербанка.

Не течь, а пробоина. Хищение баз личных данных обретает все более угрожающий масштаб

Не течь, а пробоина. Хищение баз личных данных обретает все более угрожающий масштаб

7262
Владислав Скобелев

Кодекс этики использования данных будет открыт для новых участников, готовых присоединиться и поддержать декларируемые принципы и нормы. На сайте Аналитического центра при правительстве РФ появится раздел, посвященный кодексу этики, там будет размещена актуальная версия документа. Кроме того, частью кодекса является "Белая книга", в которой собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными. "Постоянное ведение и обновление "Белой книги" будет способствовать внедрению лучших бизнес-практик в сфере использования данных", — считают в ИРИ.

"Кодекс — это живой документ, он состоит не только из свода принципов и "Белой книги", но и из дальнейшей работы по совершенствованию и выработке новых подходов к технологическим инициативам. Для ведения этой работы создается совет по совершенствованию практик работы с данными, он будет вести перечень добросовестных практик, наполнять "Белую книгу" конкретными примерами. Совет призван обеспечить постоянную актуальность тех принципов и правил, изложенных в документе, которые применяются в России", — отметила президент АБД.

Российский GDPR

Ассоциация участников рынка больших данных основана в России осенью 2018 года. Основная цель ассоциации — создание условий для развития технологий и продуктов в сфере больших данных в России. По оценке АБД, российский рынок больших данных сейчас составляет 10–30 млрд рублей в год, а к 2024 году достигнет 300 млрд рублей.

В ассоциацию входят почти все те компании, что подписали кодекс: "Билайн", Газпромбанк, "МегаФон", "Ростелеком", Сбербанк, Тинькофф Банк, "Яндекс", Mail.Ru Group, OneFactor, Qiwi и Аналитический центр при правительстве РФ. Государство в лице последней платформы выступит в качестве ключевого куратора и — в перспективе — поставщика данных. Так, в октябре представители АБД на форуме IT Government Day выступили за упрощенный доступ к госданным. "Регуляторные инициативы в области данных необходимо предварительно тестировать в регуляторных и технологических песочницах, и это общая задача государства и бизнеса", — говорил Алексей Нейман, исполнительный директор АБД.

"Крупнейшие компании рынка данных решили, что этот документ нужен, разработали его и, более того, добровольно приняли на себя обязательства соблюдать все положения. Крупнейшим игрокам, которые инициировали работу по созданию кодекса, важно, чтобы их клиенты, люди, для которых работают эти компании, доверяли тем, кто оказывает им услуги и продает товары. Поэтому добросовестность крупных российских интернет-игроков, финансовых компаний, передовых банков или телеком-операторов для них означает прежде всего доверие клиентов. Это то, ради чего мы все работаем", — пояснила президент Ассоциации больших данных Анна Серебряникова.

Прописать принципы работы с big data ранее предлагали в правительстве и Госдуме, над концепцией работали также АНО "Цифровая экономика" и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Поводом для дискуссии стал конфликт "ВКонтакте" и стартапа Double Data (резидент "Сколково"). В январе 2017 года "ВКонтакте" подала иск к Double Data и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ), требуя обязать их прекратить использовать открытые данные пользователей для продажи услуг. На основе технологий Double Data НБКИ предлагало банкам сервисы для оценки кредитоспособности заемщиков.

Представители телеком-индустрии уверены, что появление кодекса сделает рынок данных более прозрачным. "Цифровые услуги обеспечивают огромные возможности для экономики, но при этом ставят перед нами новые морально-этические вопросы. "МегаФон" поддерживает принятие этого кодекса, объединяющего ведущие компании с общими принципами ведения бизнеса", — заявил "Ведомостям" гендиректор оператора Геворк Вермишян. Кодекс снизит регуляторное давление на бизнес и повысит общую грамотность в вопросах данных всех игроков рынка, государства и пользователей, соглашаются все представители "большой четверки".

Глава Mail.ru Group Борис Добродеев назвал разработку кодекса российским ответом европейскому GDPR (General Data Protection Regulation — общий регламент по защите данных, принят в ЕС в мае 2018 года). "Большие данные делают жизнь людей качественно лучше и удобнее, развивают цифровую экономику. При этом игроки, бенефициары должны нести ответственность. Шах и мат, GDPR", — заявил Добродеев (цитата по Adindex). Гендиректор OneFactor Роман Постников добавил, что российский этический кодекс ближе к американскому California Consumer Privacy Act, который предоставляет человеку право на отказ, а не на обязательное согласие пользователя на сбор данных.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама