Не корысти ради, а только от скуки и по должности. О пользователях портала "Наш Санкт-Петербург"

Автор фото: Сергей Ермохин

Что делают суперпользователи на портале "Наш Санкт-Петербург"? "ДП" изучил результаты исследования поведения посетителей этого сайта.

Портал "Наш Санкт–Петербург" — главный механизм обратной связи между горожанами и Смольным, на прошлой неделе там зафиксировано 2 млн обращений. Этот интернет–ресурс критиковали городские оппозиционеры, а эксперты не исключают, что он может использоваться для чиновничьих войн.

Монополия

Портал (gorod.gov.spb.ru) предлагает любому зарегистрированному пользователю пожаловаться на городские проблемы, разделенные примерно на 200 категорий (от холодных батарей до самовольного строительства). Ресурс был запущен в марте 2014 года на фоне успеха гражданских инициатив такого рода. Идейным предшественником можно считать мобильное приложение "Красивый Петербург", которое автоматизировало отправку запросов чиновникам, но не позволяло следить за их рассмотрением. Еще раньше был проект "Заливает.СПб" активиста Федора Горожанко.
В 2015–м Смольный ловко вытеснил конкурентов из этой ниши, перестав рассматривать обращения, поступающие по электронной почте (приложения–конкуренты для рассылки использовали официальные email–адреса комитетов). Активисты пытались оспорить это решение и в 2018–м дошли до Верховного суда, но, насколько известно, успеха не добились. В Смольном ссылались на закон № 59–ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", на основании которого граждане могут обращаться в органы власти непосредственно (а приложения по пересылке их просьб, выходят, посредники).
При этом фоне обращения на портал "Наш Санкт–Петербург" рассматриваются не на основании федерального закона, а по собственному порядку, утвержденному в 2016 году протоколом Комиссии по проведению административной реформы в Санкт–Петербурге (под руководством тогдашнего главы комитета по информатизации и связи Ивана Громова). На практике это означает, что обращения заявителей могут быть отклонены модераторами (это может произойти под предлогом неверно выбранной категории, множественности затронутых в одной заявке вопросов и по другим причинам) и ответ на них не гарантируется в 30–дневный срок (некоторые обращения рассматриваются годами, но по отдельным категориям ответ дается менее чем за 2 недели).
Проект быстро набрал популярность. Если в 2014 году на него поступило только 3,4 тыс. обращений (по подсчетам "ДП" на основании данных проекта "Архив интернета" (web.archive.org), то в следующем их было уже 67 тыс. За 2016–й — почти 120 тыс. В 2017–м — 480 тыс. В 2018–м — 600 тыс. В нынешнем году за 10 месяцев уже подано 800 тыс.
К концу октября 2019–го счетчик показал 2 млн обращений со дня запуска проекта. При этом, как следует из данных статистики Единого портала обращений граждан, в 2018 году в администрацию Петербурга старым порядком (через электронную приемную или бумажным письмом, на основании закона № 59–ФЗ), поступило лишь около 54 тыс. обращений.

Не просто супер

На рубеже 2018–2019–го группа независимых исследователей, в которую входил эксперт института дизайна и урбанистики университета ИТМО Стив Каддинс, проанализировала взаимодействие горожан с "Нашим Санкт–Петербургом". Для этого была написана программа, которая выгрузила с портала полный массив обращений, поданных с октября 2017–го по октябрь 2018 года. Их сгруппировали по разбросанным по страницам портала идентификаторам пользователей и данным геолокации.
"Выяснилось, что есть пользователи, которых на фоне общей численности ничтожно мало, но объем производимых ими обращений огромен", — рассказал "ДП" Каддинс. Удалось распознать людей, которые по каким–то причинам (возможно, для большей анонимности) создали по несколько аккаунтов. Было установлено, что 11,5% пользователей генерируют 80% обращений. По мнению исследователя, это соответствует обычной ситуации в любой области, когда примерно 20% пользователей создают 80% контента. Но дальше начинаются явные отклонения: так, 0,38% (несколько десятков человек) пользователей создают 45% обращений, 0,02% пользователей — почти 10% обращений. В количественном исчислении это пять–семь человек, которые создают несколько десятков тысяч обращений в год. Притом что рядовые пользователи оставляют лишь единицы сообщений.
Интересы части суперпользователей, как и обычных посетителей портала, тяготеют к местам вероятного проживания и работы и маршруту между ними. Но есть и аномальные активисты, оставляющие обращения по всему городу, при этом особое внимание они уделяют центру. И в целом большинство суперпользователей центр Петербурга заботит явно больше, чем его окраины. Разнятся и категории заявок. Пользователи из топ–40 по активности подают примерно в полтора раза больше обращений по разделам "Территория Санкт–Петербурга" и "Улица", чем обычные люди. Зато почти в 2 раза меньше — по категории "Дом", на четверть меньше обращений по категории "Двор". Иными словами, суперактивисты больше внимания обращают на общественные пространства, а обычные люди — на свое жилье и то, что происходит рядом с ним (например, на проблемы с водоснабжением или неубранную придомовую территорию).

Кто они?

Возможно, суперактивисты работают только из чувства гражданского долга, а может, от скуки. "Была гипотеза, что чиновники сами себе придумывают работу и жалуются через портал на то, что они бы и так исправили. Но однозначно мы это подтвердить не смогли", — добавил Стив Каддинс. По другой версии, использовать портал для чиновников проще, чем задействовать обычный механизм межведомственного взаимодействия. Этим может быть обусловлен, в частности, недавний вал жалоб на кондиционеры. Но поток жалоб может приносить и неудобства, так как обращения требуют первоочередного внимания и способны нарушить устоявшиеся адресные программы.
Предприниматели же усматривают в действиях суперпользователей деловые интересы. "Я полагаю, что для большинства из них это способ заработка, что–то наподобие бизнеса. Для какой–то части — это способ нечестной конкурентной борьбы", — считает председатель Ассоциации малых предприятий наружной рекламы и советник главы комитета по печати Александр Ружинский. По его мнению, суперпользователи наносят "огромную рану на и без того кровоточащую ситуацию с согласованием вывесок" тем, что инициируют бесчисленные проверки.
Недовольны не только предприниматели. Так, почти городского уровня скандал возник, когда убрали самодельный цветник на газоне перед домом на ул. Крыленко, разбитый местным пенсионером. Поводом стала жалоба на портале, а действия "бездушных чиновников" возмутили некоторую часть горожан. Депутат Борис Вишневский едва не угрожал расправой за разоренный цветник анонимам, оставившим жалобу. "Любителям стучать исподтишка — всевозможным "Вячеславам Д." и "Михаилам К." — советую убить об стену свои фейковые аккаунты. И учесть, что город обязательно будет знать своих "героев". Причем поименно", — писал парламентарий.
Степень анонимности портала зависит от категории обращений. По одним достаточно регистрации с помощью email, по другим — например, для жалоб на незаконную стройку — нужен аккаунт на Госуслугах. Но и в этом случае в открытом доступе имя пользователя будет видно в формате "Иван И.".