Мнимые здоровые. Как скажется скандал в онкоцентре Блохина на социальной сфере

Автор фото: Интерпресс

Скандал в онкоцентре имени Блохина может вылечить всю социальную сферу от субъективности в вознаграждении за труд

Острый конфликт в детском онкоцентре имени Блохина в Москве может показаться локальным явлением. Врачи–де недовольны приходом нового руководства и большим составом покидают больницу. Но на это стоит взглянуть с иной стороны и попытаться увидеть общие причины. Как мне представляется, возможность такого хода событий заложена практически в каждом учреждении социальной сферы, будь то образование, культура или медицина.
Уже лет десять назад (или даже более) возникла довольно специфическая система начисления зарплаты сотрудникам. Базовая ставка, как многие знают, крайне мала, а далее подразумеваются разнообразные доплаты, превышающие эту самую исходную ставку в разы. А потому стартовые 10–15 тыс. рублей могут превратиться в 60–70 тыс. и даже сильно более того. За это дополнение, являющееся по сути основным получаемым доходом, отвечает руководство учреждения. Именно оно вправе решать, кто хорошо работает, кто плохо, и таким образом — по идее — стимулирует производственную деятельность.
Звучит неплохо, но на самом деле полностью подрывает объективное спокойствие рабочего процесса. Возьмем, к примеру, смотрителя в музее. Даже ее (чаще, чем его) заработок может отличаться в одном и том же месте раза в три. Отчего? Объективно все выполняют одну и ту же работу. Согласитесь, если человек на работе спит или на работу опаздывает, то его все же проще предупредить о служебном несоответствии или после определенного Трудовым кодексом времени уволить, чем так произвольно поощрять. Но именно такой вариант господствует со стороны собственного руководства звена.
Как все мы понимаем, ничего не остается скрытым и все о такой ситуации знают. Результат — нежнейше почтительное отношение к начальнику, ведь именно в его руках получка. То, что было задумано как поощрение, превращается в стимул к выслуживанию. Понятно, что степень укорененности такой практики может варьироваться, но принципиально схема одна. При этом надо признать одну простую вещь: социальная сфера — не мелкий и средний бизнес и не магазин, где достижение планового результата требует относительно легко просчитываемых действий. Врач — не кассир. Впрочем, и у кассиров в магазине получка не так разнится.
Итог всего этого очень прост — нам постоянно сообщают о достигнутом уровне средней заработной платы в медицине или культуре, а затем столь же официально публикуют сведения о начисленном доходе руководителей учреждений той или иной сферы. Мы уже давно привыкли к тому, что и их доходы сильно различаются. Хотя иногда некоторые все еще задаются наивным вопросом: а почему разница в зарплате ректоров крупнейших вузов может быть десятикратной? И то же самое с крупнейшими музеями. Ответа нет. А при этом разница в том же начисленном доходе между низшим и высшим звеном доходит до ста раз. Все же вдумайтесь в эту цифру — до ста раз! И это все в государственной социальной сфере, дотируемой из бюджета. И нам подробно объясняют, что все эти учреждения зарабатывают и часть дохода перераспределяется на премии.
Можно в конце концов обратиться к опыту стран, стремящихся к социальному благоденствию, — той же Германии или к любой части Северной Европы. Разница в зарплате университетских профессоров, конечно, будет заметна, но в диапазоне пары десятков процентов, а не пары сотен. И есть жестко заданные границы соотношения. Даже в бизнесе. Семь раз — максимально частый случай.
Стимулировать всю социальную сферу произвольным начислением или снятием доходов означает убить всю ее функциональную составляющую. Врачи равных категорий в больницах сходного уровня должны получать в принципе одни и те же деньги, а не ждать милостей от начальства. А пока мы будем играть в мнимо коммерчески ориентированную социальность, то у нас и будут появляться десятки мнимых замов главврача с астрономической заплатой. А нам будут все время талдычить про среднюю температуру по больнице. Итог — дурная лавочка.
Ясно, что эта система удобна не только руководителям, но и высшему министерскому и стоящему над ним звену. Она обеспечивает сервильность и ровность построения. Но и на броненосцах случаются мятежи. А в больницах от них могут гибнуть люди.