Безопасные связи. Чем занимаются специалисты по government relations

Контроль государства над экономикой в России традиционно весьма силен. И мысль, что без выстраивания эффективной системы взаимодействия с органами власти процветающего бизнеса не построишь, лежит на поверхности. То, что это можно сделать, не прибегая к коррупции, — гораздо менее очевидно. А с тем, что для этого нужно держать в штате специального человека, согласна совсем уж невеликая доля руководителей компаний. Тем не менее профессия специалиста по GR (government relations) продолжает существовать и развиваться.
Сравнительно молодая специальность GR никак не может избавиться от некоторых сопровождающих ее стереотипов. Одни уверены в том, что джиарщик — всего лишь синоним для лоббиста. Другие представляют их себе уникальными специалистами в искусстве дачи взяток. Один из юристов, к которому "ДП" обратился за комментарием, и вовсе категорично заявил: "В России только кумовство, родство и никакого GR".

Нет такой профессии

Однако, по мнению аналитиков ГК "ФИНАМ", сегодня в России работают около 1,5–2 тыс. профессиональных GR–специалистов. Правда, в это число включают всех — и сотрудников в штате компаний, и фрилансеров, которых привлекают на договорных условиях. Подсчеты затруднены, так как у штатных джиарщиков в трудовой книжке формально может значиться практически любая запись. Ведь государственного профессионального стандарта для GR не существует, и с точки зрения буквы закона такой профессии нет. По этой же причине невозможно сказать, сколько в совокупности зарабатывают российские джиарщики и лоббисты — оценки разнятся от 1 млрд до 10 млрд рублей в год. При этом в "ФИНАМ" делают оговорку, что на легальный рынок GR–услуг приходится не более 10% всех процессов взаимодействия власти и бизнеса. Позиции, соответствующие функционалу GR, можно встретить главным образом в штате крупных компаний. В мелком и среднем бизнесе эту функцию чаще выполняет сам владелец или директор.
Первые профессиональные джиарщики появились в России вместе с западными компаниями, пришедшими на новый рынок. Сначала их воспринимали как экзотику и буржуазные причуды, но по мере того, как в стране оформлялся цивилизованный бизнес, появлялись и отечественные специалисты по связям с государством, действовавшие в правовом поле, в отличие от пресловутых "решал".
GR–специалисты нередко занимают высокие должности — вплоть до вице–президентов, имеющих в своем подчинении юридическую группу, пресс–службу и PR–отдел. Потому что юристы при всем знании законов часто не умеют выражать свои мысли без лишней казуистики и общаться с людьми. А пиарщикам недостает знания регламентов, протоколов и процедур. Впрочем, как раньше, так и теперь главным активом GR–специалистов остается их записная книжка.

Санкции до таможни довели

В 2013–2014 годах масштабное исследование петербургского рынка GR провел нынешний и.о. завкафедрой менеджмента массовых коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Андрей Дорский. Тогда складывалось впечатление, что развитие идет по восходящей и в ближайшем будущем специальность ждет настоящий расцвет. Увы, но изменившаяся политическая обстановка внесла коррективы. После начала санкционной войны между Россией и Западом рынок труда для GR сжался. Многие предприниматели не успели осознать ценности этих специалистов, а потому, вводя режим экономии, сократили их первыми.
Вместе с тем санкции и антисанкции подкинули джиарщикам новых профессиональных вызовов. По словам учредителя Петербургского GR–клуба Игоря Сопова, с 2014 года главной задачей для его коллег стало согласование действий с таможенными органами. "Требовалось срочно переделывать контракты, менять обкатанные схемы поставок. Экспортные потоки из одних стран закрылись, из других — открылись, и нужно было их быстро перераспределить. Это удалось сделать. При поддержке правительства Санкт–Петербурга в том числе. Петербургский бизнес обошелся без серьезных сбоев в работе", — прокомментировал Сопов.
Несмотря на все противоречия, новые рабочие места для джиарщиков появляются каждый год. Кадровая емкость составляет примерно 300 вакансий в год, из которых 100 распределяются между Москвой и Петербургом в пропорции 80 / 20, а остальные — по остальной России, в первую очередь по городам–миллионникам. Правда, молодым выпускникам университетов без опыта работы устроиться на позицию GR–специалиста сложно — практический опыт здесь значит гораздо больше, нежели цвет диплома.

Лоббисты без профессии

В Петербурге GR–специалистов готовят в нескольких местах. Это факультет политологии СПбГУ, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций и кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью СПбГЭУ (бывший ФИНЭК). У каждого — своя специфика.
"Факультет политологии делает акцент на политической стороне вопроса, на знании и умении работать с государственными органами, понимании того, какова их система, — поясняет Андрей Дорский. — Наш институт — на коммуникативных знаниях и навыках. Но есть еще третья важнейшая составляющая — юридическая. Так сложилось, что в сфере образования юриспруденция и GR разведены. Хотя де–факто и в России, и в Европе, и в США огромный процент GR–специалистов — юристы". В СПбГЭУ считают, что главное — все–таки коммуникационные навыки. Здесь готовят специалистов по бизнес–коммуникациям в целом, одной из которых и является GR.
По мнению GR–практиков, развитию специальности помогло бы принятие государственного профессионального стандарта. Но продвинуть его пока что не удается из–за разобщенности сообщества. Если в Петербурге GR–специалисты держатся довольно сплоченно, то в Москве сложилось несколько групп, отношения между которыми далеки от теплых. Так что разработать единый документ и согласованными усилиями продвинуть его в Минтруд пока не удается.
Зато в январе 2019–го снова зазвучала тема закона о лоббизме, который в российском парламенте пытались принять уже несколько раз, но так и не пропустили дальше первого чтения. В 2005–м депутаты петербургского ЗакСа хотели урегулировать эту сферу на региональном уровне, но тоже не преуспели. По этому поводу в профессиональном сообществе есть печальная шутка, что "лоббисты не смогли пролоббировать собственный закон".
Согласия по поводу необходимости этого закона среди профессионалов нет. Многие опасаются, что он приведет к глобальной зачистке рынка по формальным критериям. А это скорее затормозит, нежели стимулирует развитие легального лоббизма и профессионального GR в стране.
Если понимать рынок GR широко, как объем услуг, который оказывают специалисты по работе со всеми ветвями государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной), то он есть везде, не только в мегаполисах. Налаживать неформальные контакты с представителями власти необходимо и в городах, и в сельских населенных пунктах. Во всех миллионниках работают специалисты по GR. В городах с градообразующими предприятиями у директора и владельца отношения с властью тоже так или иначе выстроены непосредственно. Но могут быть и помощники. Наиболее развиты GR и лоббизм в регулируемых отраслях — финансовом и сырьевом секторах, энергетике, фармацевтике, машиностроении и на транспорте, табачной и алкогольной промышленности, строительстве, телекоммуникационной и рекламной сферах. А, к примеру, в IT–отрасли или в цифровой экономике лоббисты до сих пор не демонстрировали особых успехов.
Леонид Делицын
аналитик ГК «ФИНАМ»
В 1990–х большее значение имел личный контакт и доверительные отношения с представителями госвласти. Работать по телефонному справочнику было почти невозможно. Вы не могли просто взять и набрать номер какого–нибудь чиновника. Должна была быть какая–то рекомендация. К тому же существовали закрытые каналы телефонной связи. И звонок по смольнинской вертушке с нужного номера воспринимался иначе, чем звонок на стоящий рядом обычный телефон. А среди нынешнего поколения чиновников даже не все знают, что такое вертушка. Сейчас же произошла формализация профессии и меньше значат личные связи, без которых раньше было невозможно работать. Существенный момент — что значительная часть общения перешла в электронную сферу. Если раньше почти для каждого обмена информацией по важным темам нужна была личная встреча, то теперь все проще. И это, пожалуй, неплохо.
Алексей Волков
руководитель отдела по административным вопросам УФПС Петербурга и ЛО, филиал ФГУП «Почта России»