Некогда популярный диджей сообщал нам в своей песне: "Мужики не танцуют". Стоит признать, что для многих представителей сильного пола характерно именно такое отношение к танцам — мол, не для нас они, для женщин. А мы люди брутальные, ритмичные движения под музыку могут негативно повлиять на наш имидж.
Позиция эта, правда, характерна только для последней пары сотен лет. Историки считают, что танцы начинались с ритуальных и боевых плясок. Наши предки, готовясь к боевым действиям, с их помощью старались добиться благожелательного отношения языческих богов и духов. Более того, есть мнение, что в последующие эпохи танцевальные движения часто основывались на движениях фехтовальных.
Шварценеггер тоже делает это
Ну и конечно, нельзя не вспомнить XVIII–XIX века, когда обучение танцам входило в обязательную программу образования дворянина. И представителю высшего света, не умеющему правильно вести партнершу на балу, сделать карьеру было сложнее, чем ловкому танцору. Кстати, и сейчас многие брутальные мужчины не брезгуют брать уроки танцевального мастерства. Вот эталон маскулинности Арнольд Шварценеггер не скрывает, что в молодости занимался балетом, что помогло ему научиться гармонично двигаться и позировать на соревнованиях по бодибилдингу.
Так уж получилось, что в нашем неформальном спорт–краш–тесте танцы до сих пор не рассматривались. Мы анализируем разные спортивные дисциплины под определенным углом — насколько легко мужчина 40 лет и старше может прийти в какую–либо секцию и начать там заниматься. Но вот пришло время коснуться и танцев.
Представлены они в Петербурге разнообразно. Танцы разных народов, бальные, спортивные — хоть эротические. Выбрали современные. Потому что если те же бальные танцы все хотя бы представляют, то современные широким массам известны меньше.
Немного помониторив тему, решаю приурочить наш краш–тест к Дню святого Валентина и протестировать какой–либо парный танец. Праздник всех влюбленных был, конечно, позавчера, но никто не знает, при каких обстоятельствах пригодятся нам танцы завтра. И тут на глаза попадается слово "партнеринг", которое звучит очень подходяще.
На занятия отправляюсь в танцевальную студию Bye–Bye Ballet (разместилась в творческом кластере "Артмуза" на 13–й линии В.О.). Оказываюсь в группе по партнерингу, которую ведет хореограф Елизавета Тарабанова. Кстати, она оказалась не только прекрасным педагогом с несколькими хореографическими образованиями, но и регулярным участником фестивалей в самых разных точках мира — вплоть до Мексики и Коста–Рики.
До начала занятий я представлял себе, что же тут будет происходить, исключительно приблизительно. На сайтах прочел, конечно, что это "танцевальная техника, основанная на силовых поддержках, когда два человека перемещаются в пространстве в телесном контакте". Но понятнее от этого не стало. Придется разбираться по ходу дела.
Танцы на доверии
Даже разминка здесь отличается от всего, виденного мной на занятиях другими видами спорта. Больше всего понравились два упражнения. В первом партнеры перемещаются по залу (в достаточно высоком темпе), быстро перекидывая друг другу небольшие мячики. Всего несколько минут — и начинаешь угадывать мысли напарника. Во втором упражнении один из участников закрывает глаза и сгибает правую руку. Другой участник команды его за нее берет и начинает водить по залу, сперва медленно, а потом все быстрее. Вокруг также наполовину вслепую перемещаются другие пары. В результате упражнения вырабатывается доверие к партнеру.
Переходим непосредственно к отработке движений. И выясняется, что партнеринг базируется не столько на силе, сколько на сложении векторов движений. Для первой демонстрации этого принципа Елизавета подводит нас к стене, на которую мы опираемся одной рукой. Причем тело находится под наклоном, "висит" над полом. И тут понимаем, что именно при правильном положении руки, когда она под прямым углом к телу, можно держать себя достаточно долго, не особенно напрягая мышцы.
Дальше базовые движения идут уже в парах. Встаем с партнершей так, что наши тела образуют тупой угол по отношению друг к другу. При правильном положении тел не имеет значения, сколько они весят. Например, почти девяностокилограммового меня спокойно удерживает девушка, весящая в 2 раза меньше. Параллельно Елизавета объясняет, на какие части тела опираться в танце разрешается, а на какие нет. Например, позвоночник — полное табу. Зато лопатки и крестец можно задействовать.
Более сложные движения — со взаимными перемещениями. Это сложно, приходится контролировать не только свое тело, но и напарника. При этом надо постоянно стараться правильно держать корпус, следить, чтобы ноги были чуть согнуты, пружинили.
И вот доходим до самого, пожалуй, интересного. Стараемся повторить композицию, показанную Елизаветой и ее напарницей. Отлично понимаю, что это просто — для тех, конечно, кто умеет. Но, так как я не умею от слова "совсем", получается из рук вон плохо. Постепенно, под чутким руководством, удается примерно понять, куда и в какой момент идут руки, как правильно ставить ноги, чтобы со стороны выглядело эффектно, но при этом было безопасно для участников.
Пора на колени
Самое страшное ожидает в конце композиции. Оказываюсь на одном колене, стараюсь занять правильную позу. Партнерша опирается на плечо животом, наклоняется вперед — и с моей поддержкой перекидывает ноги, чтобы встать уже спереди от меня. Когда это показывают тренеры, приходит в голову предательская мысль — не повторю никогда в жизни. Но потом в процессе опять–таки выясняется, что при правильном приложении сил и векторов это движение может выполняться легко и даже изящно. Ну, то есть мне так кажется — что с моим участием это выглядит элегантно. Не знаю уж, как смотрится со стороны.
Скажу честно — после пары тренировок не сумел до конца разобраться, что же такое партнеринг. Но даже на этом этапе не смог не оценить его безусловную пользу. Разумеется, как и во многих других танцах, в нем вырабатывается умение владеть телом. Что организм, привычный к сидячему образу жизни, воспринимает благосклонно. Насквозь мокрая футболка в конце тренировки доказывает, что и количество калорий сожжено немалое. Но не это главное.
Важнее всего, что на занятиях хорошо отрабатывается умение взаимодействовать с партнером. Учишься не только чувствовать его, но и поддерживать, заботиться, оберегать. Хочешь не хочешь, а начинаешь понимать, что взаимное движение получается только тогда, когда векторы у обоих партнеров направлены в нужную сторону. И, овладевая этим навыком, начинаешь использовать его и вне танцевального зала, в личной жизни.
Возможно, предыдущий абзац получился недостаточно маскулинным. Но что делать — после Дня святого Валентина все мы немного романтики.