Смольный передумал разрывать контракты с "Метростроем". Похоже, городские власти договорились с акционерами, что они передают контроль над компанией городу.
О том, что и.о. губернатора "принял решение отозвать уведомление о расторжении контрактов", рассказал в пятницу метростроителям вице–губернатор по инвестициям Эдуард Батанов. Исполняя поручение Александра Беглова, он встретился с руководством "Метростроя", а также представителями трудового коллектива и разъяснил им новую позицию Смольного. Позиция заключается в том, что компания, во–первых, должна за 10 дней урегулировать все финансовые разногласия — с налоговой службой, требующей банкротства "Метростроя", и с рабочими, которым не выплачивают зарплату. А во–вторых, взять обязательство достроить станции "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары" до 1 июля. Примечательно, что на прошлой неделе, еще когда планировалось передать достройку этих станций другому подрядчику, председатель КРТИСергей Харлашкин называл реальным сроком август.
Расторжение контрактов
О расторжении контрактов с "Метростроем" на 85 млрд рублей КРТИ заявил ровно 2 недели назад, 21 января, причем сделал это опять же официально. Причиной стали "грубое неисполнение… условий государственных контрактов и некачественное планирование", что привело не только к срывам сроков строительства, но и к неоднократным задержкам зарплат для рабочих.
Чиновники откровенно рассказали о систематических срывах сроков и многочисленных замечаниях, не преминув отметить, что, например, акт ввода одного из участков Невско–Василеостровской линии был получен "только благодаря личному вмешательству руководства города". В компании парировали тем, что заказчик сам затягивал сроки приемки и оплаты как мог, а к доводам метростроевцев оставался глух — в "Метрострое" считают, что власти просто перекладывают с себя ответственность.
"Глубокий анализ текущего экономического состояния ОАО "Метрострой" показал, что компания не справится с исполнением заключенных госконтрактов даже при условии потенциальной докапитализации", — с сожалением констатировали в комитете. Правда, через 3 дня власти добавили, что расторжение не коснется контракта на строительство участка "Казаковская" — "Обводный канал 2" на Красносельско–Калининской линии стоимостью 37,7 млрд рублей.
"Метрострой", впрочем, не сдался и оспорил расторжение контрактов. В последний день января арбитражный суд в рамках обеспечительных мер приостановил процесс расторжения договора на строительство Лахтинско–Правобережной линии метрополитена. В аналогичном же процессе по поводу Фрунзенского радиуса суд такие обеспечительные меры накладывать отказался, хотя доводы метростроители приводили те же самые.
Претензии ФНС
Почти одновременно арбитраж принял иск от ФНС о банкротстве ОАО "Метрострой". Еще в июне 2018 года межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 1 вынесла решение о привлечении АО "Метрострой" к ответственности за совершение налогового правонарушения. По неофициальным данным, размер задолженности составлял около 800 млн рублей, уточнить, какое именно правонарушение было совершено компанией, не удалось.
В ноябре этого же года "Метрострой" обжаловал решение налоговиков в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленобласти. В качестве обеспечительной меры компания просила суд о приостановлении решений ФНС, которые фактически блокировали счета компании, по этой причине возникли задолженности по выплате заработной платы строителям метро. 28 декабря 2018 года это ходатайство было судом удовлетворено. Хотя 31 декабря Смольный объявил о том, что "полностью погашена задолженность по заработной плате перед сотрудниками и субподрядчиками ОАО "Метрострой" и на это было потрачено 300 млн рублей, позже выяснилось, что речь шла лишь о задолженности за октябрь–ноябрь.
Сейчас, как говорит Эдуард Батанов, "Метрострой" готов в ближайшее время заключить с налоговой инспекцией мировое соглашение и обеспечить его залогом. И если "Метрострой" будет неукоснительно исполнять все условия, тогда сотрудничество будет продолжено. Как рассказала представитель "Метростроя" Екатерина Гигиняк, городом поставлена задача в 10–дневный срок урегулировать отношения с налоговиками. Главная цель — снять ограничения со счетов ОАО "Метрострой", чтобы компания имела возможность вести нормальную финансовую деятельность. Кроме того, после отзыва уведомлений о расторжении контрактов со стороны Дирекции транспортного строительства автоматически аннулируются и иски "Метростроя", оспаривающие данное решение.
Мир в обмен на акции
"ДП" подробно рассказывал о многолетних попытках Смольного получить контроль над "Метростроем" через выпуск и выкуп допэмиссии акций. Сейчас город владеет только 46% (двумя пакетами, которые принадлежат КИО и ГУП "Петербургский метрополитен"), 38,4% держат гендиректор Николай Александров и его отец Вадим Александров, остальные 15,6% распылены между 2,5 тыс. миноритариев.
Ни одна попытка провести через совет директоров решение о допэмиссии не увенчалась успехом. Последний раз город предпринимал ее прошлой осенью. Тогда еще вице–губернатор Игорь Албин заявил как о деле решенном, что город докапитализирует "Метрострой" на 1,5 млрд рублей и увеличит тем самым свой пакет. Но совет директоров компании отклонил инициативу. После этого стали звучать угрозы о расторжении контрактов. Еще раньше Смольный завалил суды исками с требованиями вернуть авансы, полученные компанией.
Сам Александр Беглов заявлял, что в Петербурге строить метро должна компания, которой владеет город. Этот тезис градоначальника несколько не вязался с официальными заявлениями о намерении привлечь к достройке метро другие компании.
Очевидно, нынешняя кавалерийская атака Смольного на "Метрострой" достигла своей цели. Известно, что в минувшую пятницу, перед тем как было объявлено о перемирии с компанией, прошло заседание совета ее директоров. На нем, в частности, было принято решение о назначении собрания акционеров на 17 мая, а также рассмотрена новая редакция устава. Последнее может быть косвенным подтверждением намерения провести допэмиссию.
Источники в Смольном, впрочем, обращают внимание, что для выкупа допэмиссии необходима корректировка бюджета. Но в текущем бюджете есть, например, 2,5 млрд субсидии на увеличение уставного фонда ГУП "Петербургский метрополитен", которое является акционером "Метростроя" и может выступить покупателем допэмиссии.
В "Метрострое" не комментируют, связана ли сегодняшняя ситуация с намерением Смольного получить контроль над компанией.