Фото: Ермохин Сергей

Ретейл: итоги-2018. Розница ждет роста покупательной способности

Уходящий год для российской розничной торговли не принес серьезных позитивных изменений, хотя можно говорить о наметившемся восстановлении покупательной способности. Рубль укрепился, люди устали экономить и отправились в банки брать кредиты. 2018 год действительно оказался лучше, чем прошлый, констатирует гендиректор «Infoline-Аналитики»Михаил Бурмистров.

Промо для тебя. Ретейл формирует индивидуальный подход, предлагая покупателям персональные скидки

Промо для тебя. Ретейл формирует индивидуальный подход, предлагая покупателям персональные скидки

6577
Наталья Модель

Например, рынок Петербурга чувствовал себя неплохо за счет туризма. На динамику оборота розничной торговли города в 2018 году существенное влияние оказала именно туристическая составляющая, считает Михаил Бурмистров, приводя в пример систему tax-free, Чемпионат мира и активных китайских туристов.

Второй позитивный фактор для Петербурга — рост доходов населения, добавляет эксперт. На рост товарооборота под конец года повлияли и законодательные инициативы. Не дожидаясь роста НДС на 2% в 2019 году, потребители тратили больше в ноябре-декабре. В том числе это подтверждают рекордные продажи в «Черную пятницу».

С другой стороны, кризис все же не закончился и итоги года вряд ли окажутся сильно лучше показателя 2017 года, сетуют торговые сети. Например, фешен-рынок не ждет роста по итогам года. Продавцы детских товаров переживают из-за падения рождаемости. На косметику и парфюмерию люди тоже не стали тратить больше. Даже на планах потребителей на новогодние траты сказываются опасения по поводу ситуации в экономике, сделали вывод специалисты Deloitte.

По мнению экспертов агентства INFOLine, к докризисным показателям мы можем вернуться не раньше 2021 года. Пока же модель поведения потребителей меняется от сбережения к «бережливому» потреблению. Всем сетям, чтобы удержать экономного, но требовательного покупателя, пришлось вступить в гонку промоакций. Магазины продуктов, одежды, косметики с начала кризиса пестрят цветными ценниками, предложениями бонусов и прочими завлекательными фишками. Растет разве что онлайн. Сработал эффект низкой базы и удобство покупки. Если россияне и готовы в текущих экономических условиях тратиться, то не в торговом центре, а в интернет–магазинах.

В 2018 году в российской рознице произошло несколько знаменательных событий. На рынке сменился лидер. X5 Retail Group по итогам 2017 года стала розничной компанией номер один в стране, оставив позади «Магнит». Сам «Магнит» покинул его основатель Сергей Галицкий, одна из ключевых фигур в российском ретейле. 29,1% акций Сергея Галицкого купил банк «ВТБ», заставив забеспокоиться весь розничный рынок появлением в торговле государственного участия.

Не только ВТБ в этом году заинтересовался ретейлом. Рынок всколыхнули «Яндекс» и Сбербанк, которые запустили интернет-магазин «Беру». Проект двух гигантов, по замыслу создателей, должен через 5 лет выйти на оборот 500 млрд рублей. У нового проекта поспешил объявиться конкурент: китайский интернет-гигант Alibaba Group, оператор связи «Мегафон», Mail.ru Group и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) договорились создать совместное предприятие в России.

Не прячьте ваши денежки. Петербуржцы проявили больший интерес к "черной пятнице", чем москвичи

Не прячьте ваши денежки. Петербуржцы проявили больший интерес к "черной пятнице", чем москвичи

300
Максим Мунгалов, Наталья Модель

2018 год был богат на громкие сделки. Так, под занавес 2017 года X5 Retail Group приобрела 32 супермаркета «О’Кей», уже к концу января 2018 года все супермаркеты были закрыты, а в июне завершился ребрендинг магазинов под брендом «О’Кей» в супермаркеты «Перекресток». Салоны сотовой связи «Евросеть» и «Связной» закрыли сделку по слиянию своих бизнесов. Основным результатом для рынка станет оптимизация объединенной сети.

Группа «М.видео — Эльдорадо» (входит в группу «Сафмар»Михаила Гуцериева) купила бизнес ретейлера бытовой техники Media Markt в России. Немецкая MediaMarktSaturn приобрела 15% акций ПАО «М.видео» у группы «Сафмар», а группа «М.видео — Эльдорадо» приобрела 100% участия в ООО «Медиа-Сатурн-Русланд». «М.видео — Эльдорадо» получила в управление 42 магазина Media Markt в 22 городах России. Второй пример — французская сеть магазинов товаров для дома и ремонта «Леруа Мерлен» купила финскую сеть «К-раута». Сумма сделки составила 12 млрд рублей.

Другая международная DIY-сеть тоже приняла решение покинуть рынок. Британская Kingfisher заявила, что принадлежащая ей сеть магазинов товаров для дома и ремонта Castorama прекратит работать в Испании, Португалии и России. Как именно ретейлер будет уходить из России, в Castorama еще не решили: Kingfisher готова продать сеть как целиком, что было бы предпочтительнее, так и по частям.

Петербургский рынок тоже пережил несколько потерь. Одна из старейших сетей по продаже товаров для дома и интерьера «Дом Лаверна» весной закрыла все магазины. Причиной стали низкая маржинальность бизнеса и кризис.

В продовольственном сегменте конкуренция продолжила расти, подкосив местные сети. Магазины закрыли сети «Нетто» и «Естный». Владельцы петербургской сети «Первая премия» стали франчайзи проекта «Фасоль» немецкой сети METRO Cash and Carry. В марте сеть «Мелодия здоровья» купила 13 аптек «Горные вершины».

Зато приходили и новички. В Петербург вышли несколько федеральных игроков. Это сеть «ВкусВилл», которую эксперты называют очень интересным проектом: ретейлер нашел свою нишу и успешно конкурирует с крупными продовольственными сетями. В открытие 200 точек в Петербурге компания намерена инвестировать 1,5 млрд рублей.

С осени в городе заработала вторая в стране сеть алкомаркетов «Бристоль», а 1,5 года назад свои первые магазины в Петербурге открыл ее главный конкурент — лидер этого сегмента «Красное и Белое» — и в 2018 году проводил активную экспансию.

Весь год рынок наблюдал за продолжением конфликта в одном из крупнейших ретейлеров страны «Юлмарте». В 2018 году его совладелец Дмитрий Костыгин дважды был выпущен из-под домашнего ареста. Ретейлер ведет переговоры с новыми инвесторами и банками-кредиторами.

«В 2018 году серьезно усилилась конкуренция, рынок Петербурга становится все более федеральным и консолидированным, — объясняет Михаил Бурмистров, — В следующем году ситуация будет сложнее, чем была в 2017 году. Нет понимания, за счет чего будут расти реальные доходы населения, состояние бюджета из-за снижения цен на нефть будет ухудшаться, будет влиять и ситуация с повышением пенсионного возраста».

Наталья Модель, Максим Мунгалов Все статьи автора
29 декабря 2018, 14:27 1372
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама