Отчалил. Город ждет перемен

Автор фото: Сергей Коньков

Владимир Путин отправил в отставку губернатора Петербурга Георгия Полтавченко. Управлять городом будет полпред Александр Беглов. Он уже был и.о. губернатора в 2003 году — между Владимиром Яковлевым и Валентиной Матвиенко.

Ушел, к чему теперь гаданья

Гадание на отставку Георгия Полтавченко было довольно популярным развлечением среди политически активных петербуржцев едва ли не с момента его назначения в 2011 году.
Первые слухи о том, что Полтавченко — фигура временная, появились, кажется, еще до его инаугурации. С тех пор раз в квартал "из заслуживающих доверия источников" появлялась версия об уходе градоначальника.
Вопрос об отставке Георгия Полтавченко, видимо, решился довольно внезапно: известно, что он уже начал готовиться к собственным выборам, которые должны были пройти в сентябре 2019 года. Начал формироваться выборный штаб, даже подсчитывались первые бюджеты. Скорее всего, несмотря на вышеприведенные примеры, он мог бы победить уже в первом туре: ситуация в Петербурге не такова, чтобы люди пошли голосовать за кого угодно, кроме него.
Тем более, контролируя муниципальный фильтр, Смольный мог бы подобрать Полтавченко кандидатов с такими биографиями, за которых горожане не проголосовали бы даже назло.
Вероятно, решающим аргументом в вопросе отставки были не недавние выборы, а борьба московских групп влияния. Которые могли использовать эти выборы как один из аргументов.

И снова

Очередное сообщение в среду мало кто воспринял всерьез, но оно внезапно сбылось. К середине дня знающие люди многое поняли. Совпало: в России — серия отставок губернаторов, а Владимир Путин приехал в Петербург. Тем более что среди отставок этого сезона есть кейсы, похожие на наш: давно сидящие губернаторы, не пользующиеся явной любовью населения. Очевидно, такая кадровая политика продиктована итогами последнего голосования, на котором в четырех из 22 регионов выборы прошли не так, как должны были, и действующие губернаторы проиграли. В том числе те, кто сидел давно и просто, видимо, надоел избирателям.

Каким он парнем был

Феноменально: за 7 лет правления никто не разобрался, хочет ли Георгий Полтавченко быть губернатором или просто выполняет поставленную задачу. И вообще, чего он хочет. Частые короткие отпуска, не принятые прежде, известная приверженность к Афону (вплоть до слухов, что в пост в Смольном не подписывают важных документов, а где–то в подсобке оборудовали домовую церковь). Русское афонское общество, которым он руководил, вице–губернаторы с афонскими четками–комбоскини. Закрытость и непубличность сочетались с неявной выраженностью собственных финансовых интересов, отсутствием явных бизнес–друзей, принадлежностью к определенному клану и т. д. Это делало его еще большей вещью в себе. Сам он в интервью "Новой газете" излагал свое кредо так: "Идеальный вариант, когда люди приходят на очередные выборы губернатора и спрашивают: "Кто у нас сейчас губернатор? — Ну, Полтавченко. — А кто еще есть? — Такой–то. За кого будем голосовать? — Да вроде при нынешнем все нормально, за него и будем голосовать".

Но не будем

Полтавченко не запомнился никакими свершениями. Но не было и особых скандалов. Московская "ночь длинных ковшей" была бы немыслима: как ни странно, но именно слабость власти гарантировала верховенство закона. С поправкой на российские реалии, разумеется.
И еще: он перестал посыпать снег солью. Маленький шаг для губернатора, огромный — для города.
В Петербурге каждый градоначальник был антитезой предыдущего и наглядной иллюстрацией духа времени. Когда страна нуждалась в трибунах–реформаторах, мэром стал Анатолий Собчак. Когда их время ушло и стали востребованы "крепкие хозяйственники", Собчак был свергнут Владимиром Яковлевым. На смену слишком домовитому Яковлеву пришла столичная Валентина Матвиенко, амбиции которой могли существовать только в то время, когда ей было суждено править Петербургом, — в эпоху дорогой нефти.
Когда многомиллиардные проекты стали непосильными, а чрезмерная публичная активность губернатора начала раздражать жителей, яркую Матвиенко сменил незаметный Георгий Полтавченко.
Кое–что из того, что было начато предшественницей, он, впрочем, закончил. И ЗСД, и "Лахта центр", и стадион на Крестовском. Это были проекты, отмене не подлежащие ни при каких условиях. Но своего праздника горожанам Георгий Полтавченко не оставил. Любого намека на социальную остроту боялся как огня, недаром при нем — после первых же проявлений недовольства — фактически оказалась задушена программа реновации хрущевок. Так и не сложилось с масштабной реконструкцией исторического центра — опять же слишком болезненная тема. Не лезь на рожон, не получишь и протеста.

Семь лет как один день

Георгий Полтавченко стал губернатором в 2011 году — тогда глав регионов еще назначали и кандидатуру полпреда вносил президент Дмитрий Медведев. Начал новый глава со сворачивания большинства инвестиционных проектов Валентины Матвиенко, пояснив в своем первом отчете ЗС: "Период экстенсивного роста городской экономики закончился… Время легких денег прошло".
Градоначальник сразу зарекомендовал себя сторонником ортодоксальных социальных отношений — пообещал сделать Петербург "православной столицей России", а в марте 2012–го подписал предложенный депутатом Виталием Милоновым скандальный закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Он не скрывал частых поездок в афонские монастыри, при нем в Петербурге появилась традиция массовых крестных ходов по Невскому пр.
В самом начале деятельности Георгий Полтавченко опрометчиво назвал "жлобами" водителей, недовольно сигналивших кортежу Дмитрия Медведева, и нарвался на крупный скандал. В 2013 году он отомстил автомобилистам, объявив о внедрении в центре Петербурга платной парковки. Правда, толком реализовать проект власти не смогли по сей день — оштрафовать нарушителей невозможно.
В 2014 году, когда Кремль уже вернул выборы губернаторов, Полтавченко пошел на досрочное переизбрание. Выборы прошли не без скандалов: к ним не допустили Оксану Дмитриеву, считавшуюся его основным противником, а рост явки в последние часы голосования выглядел аномально. Тем не менее сам губернатор решил, что все прошло лучше не придумаешь.
С крупными проектами у Полтавченко не ладилось. Единственное конкретное обещание из предвыборной программы — строительство Восточного скоростного диаметра — застряло на стадии поиска инвестора, хотя о нем губернатор докладывал Путину. Правда, в Петербурге все–таки построили новый мост — с Васильевского острова на Петроградскую сторону.
В начале 2017 года Полтавченко шокировал горожан, внезапно заявив, что Исаакиевский собор будет передан в собственность РПЦ и "вопрос решен". На протяжении нескольких месяцев общественность сопротивлялась, а губернатор хранил молчание до тех пор, пока не подтвердил, что никаких заявок от РПЦ в Смольный не поступало.

Новый пост

Новое место работы Георгия Полтавченко уже известно: он возглавит совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Это называют почетной отставкой. Но, поскольку мы так и не знаем, что для экс–губернатора главное: пост (в светском значении) или молитва, нам сложно судить, обрадовался он новому назначению или огорчился. Сейчас эту должность занимает глава Минпромэнерго Денис Мантуров. В корпорации подчеркивают, что ее президент Алексей Рахманов сохраняет свой пост и особых перемен не предвидится. Источник "ДП" из числа топ–менеджеров входящих в ОСК заводов говорит, что для судостроителей это назначение не имеет никакого значения и останется незамеченным. "С точки зрения отрасли это декоративная должность, хотя обывателям она может казаться важной. А что с Полтавченко еще делать? Не на пенсию же отправлять", — рассуждает судостроитель.
Эксперты затруднились сказать, какие конкретно функции на новой должности Георгий Полтавченко реально сможет выполнять. "Скорее всего, никаких: все основные вопросы сейчас принимает высшее руководство, а не председатель совета директоров", — объясняют специалисты.
Вместе с тем эксперты говорят, что система госзаказа в судостроительной отрасли, и особенно его военный сегмент, требует серьезного переосмысления. Недовольные находятся и среди крупных поставщиков, и среди частных смежников госверфей, и среди заказчиков. Претензии к работе корпорации не раз высказывались на самом высоком уровне руководства страны.
Однако все опрошенные "ДП" специалисты сходятся в том, что назначение именно Георгия Полтавченко говорит скорее не о переменах, а о желании, наоборот, законсервировать систему. Для этого фигура экс–губернатора Петербурга подходит как нельзя лучше.

Что с нами будет?

Главным экономическим итогом правления Георгия Полтавченко стало не только сворачивание суперпроектов, но и существенное охлаждение строительного рынка. Инвесторов обязали финансировать социальную инфраструктуру. Градостроительные ограничения стали существенно жестче, власти больше прислушивались к мнению экспертного сообщества и боялись "общественности". Это — единственная сфера, в которой из–за отставки Георгия Полтавченко что–то может измениться. Потому что на все остальные сферы он никакого влияния не оказывал. Если там что–то и будет происходить, то не вследствие его ухода, а благодаря приходу Александра Беглова.
Зато принципиально изменится политический расклад. Пассивность Георгия Полтавченко, его страх перед любыми проявлениями общественного недовольства привели к тому, что безусловным политическим лидером Петербурга стал спикер ЗС Вячеслав Макаров. Благодаря этому же либеральная оппозиция получила в Законодательном собрании хорошую трибуну. Это помогало Макарову держать Смольный в постоянном напряжении. В частности, ему удалось полностью отстранить исполнительную власть от выборов в ЗС и провести их по своему сценарию.
Вряд ли Александр Беглов захочет мириться с такой ситуацией. Поменять ее и стать в Петербурге главным для него не составит труда: система управления в стране построена таким образом, что именно в руках губернатора находятся властные рычаги, а парламент существует постольку, поскольку ему позволяют. И только инертность Полтавченко (плюс, конечно, собственная энергия и амбиции) дала Макарову стать тем, кем он стал. По этой же причине еще одним пострадавшим может стать вице–губернатор Игорь Албин. Вряд ли ему позволят занимать привычное место в публичном пространстве.
Можно предположить, что новый губернатор — не очень приятный сюрприз для всех партий Законодательного собрания — как "Единой России", так и оппозиции.

Как это было

В своем первом интервью в 2003 году только что назначенный и.о. губернатора Александр Беглов заявил основные тезисы. Как кажется, и сегодня они не потеряли актуальности.
"Губернатор города и председатель правительства — одно лицо, и мне кажется, что такая схема — правильная. Командир должен быть один. И он не только должен обладать всей полнотой власти, но и нести полную ответственность перед горожанами за принятые решения".
"За свою дальнейшую судьбу я спокоен. У меня большой опыт работы на управленческих должностях разного уровня. Поэтому за свое будущее не переживаю. Политиков у нас много, а хороших хозяйственников всегда не хватает".
Сам Беглов в политической тусовке Петербурга стал известен в начале 2000–х, когда возглавлял Курортный район. Неожиданно для многих в 2002–м Владимир Яковлев предложил ему кресло вице–губернатора — руководителя канцелярии. Депутаты ЗС, пусть и не с первой попытки, утвердили его кандидатуру. Именно поэтому в июне 2003–го, когда Яковлев ушел в Москву, Беглов приступил к исполнению обязанностей петербургского градоначальника.
На этом посту у него было две основные задачи. Первая: политическая — обеспечить избрание Валентины Матвиенко главой Петербурга. Вторая — чисто хозяйственная. В отличие от позднего Яковлева, который крайне редко покидал стены своего рабочего кабинета в Смольном (за исключением дальних международных вояжей), Беглов объехал, как кажется, каждую городскую школу, больницу и стройплощадку.
Этот темп он вновь продемонстрировал, вернувшись в Петербург в 2017 году на пост полпреда президента в СЗФО — за считаные месяцы посетил все 11 регионов округа.
Сам город, как показал недавний прорыв труб с человеческими жертвами, по–прежнему находится в изношенном состоянии. Бизнес жалуется, что не имеет никакого доступа к Смольному. В таких условиях понятно, что петербуржцы будут ждать от нового градоначальника. Тем более что по сути у него сейчас целый год "испытательного срока", ведь выборы нового хозяина Смольного пройдут только в сентябре 2019–го. А значит, ближайшие месяцы в Петербурге будут интересными.
Изменения назрели, и хорошо, что они произошли. Власть периодически надо встряхивать, чтобы она не застаивалась. С другой есть определенная преемственность. Это позволяет надеяться, что глобального пересмотра принятых ранее решений не будет.
Андрей Лушников
генеральный директор ГК "БестЪ"
Для нас очень важна работа ОСК, так как предприятия нашего холдинга тесно с ней взаимодействуют. Радует, что на пост губернатора назначен питерец и город не ждут потрясения от наплыва варягов. Стиль Александра Дмитриевича Беглова хорошо известен петербургскому бизнесу как взвешенный и быстро реагирующий на различные вызовы.
Александр Кашин
председатель совета директоров ХК "Эго–Холдинг"
Думаю, что нас изменения коснутся в последнюю очередь. Ведь стартовал бизнес–инкубатор "Ингрия" еще при Валентине Матвиенко. Как я начинала каждый год? Приезжала в комитет, мы еще раз проговаривали, как работаем. Ибо, с одной стороны, мы — городская структура, с другой — действуем в интересах бизнеса. И всегда с нашими руководителями находили общий язык, что все–таки мы работаем на рынок, на индустрию.
Полина Лукьянова
директор бизнес–инкубатора "Ингрия"
Приход Александра Дмитриевича на должность полномочного представителя президента в СЗФО изначально выглядел как некая многоходовка. Когда речь заходила о смене губернатора, его чаще других называли кандидатом на кресло главы города. Для строителей это хорошая новость, потому что он сам занимался строительством и активно участвовал в жизни строительного сообщества, еще во времена смены губернатора Яковлева.
Алексей Белоусов
генеральный директор СРО А "Объединение строителей СПб"
На протяжении 6 лет я знал, что в любой момент могу снять трубку прямого телефона и обсудить с коллегой вопросы, касающиеся двух наших регионов. Абсолютно уверен, что Георгий Сергеевич как всегда справится с поставленной перед ним президентом задачей, ну а я, как глава региона с кластером судостроения, готов к работе с ним в новом качестве. Мы не прощаемся.
Александр Дрозденко
губернатор Ленинградской области
Я пока не знаком с этой персоной. Проблем в городе много, меньше их не стало. На мой взгляд, при Полтавченко связь правительства и бизнеса просто отсутствовала как таковая. Не было никакого диалога. Надеюсь, что новый губернатор наладит это общение.
Алексей Фурсов
президент "Евразия Холдинг"
Неожиданностью новость не стала. Александр Беглов заслуживал это решение своей жизнью, своей работой. Он заслуживал этот пост. И на нем, уверен, большую пользу принесет. Он хорошо знает Петербург, хорошо знает людей, хорошо знает эту работу.
Владимир Яковлев
губернатор Петербурга в 1996-2003 годах