Борьба с конкуренцией пошла на пользу. Российская экономика заканчивает 2017 год гораздо лучше прогнозов по многим показателям

Рост ВВП оказался выше предсказанного экспертами в начале года, инфляция — существенно ниже. Подкачали разве что реальные доходы населения. Хорошие сюрпризы случились благодаря росту цены на нефть из–за сделки по ограничению добычи, в которой Россия приняла самое активное участие.

Соглашение об ограничении добычи нефти, предусматривающее ее снижение странами ОПЕК на 1,2 млн баррелей в сутки (б/с), а 11 странами не–ОПЕК, включая Россию, — на 558 тыс. б/с по сравнению с уровнем октября 2016 года, начало действовать с 1 января 2017 года. Первоначально оно заключалось на полгода. Но уже в мае 2017 года участники сделки продлили ее на 9 месяцев — до 31 марта 2018 года. А 30 ноября договорились о новом продлении — до конца 2018 года.

Приближение к балансу

Целью соглашения его участники называли снижение уровня мировых запасов нефти и нефтепродуктов до среднего пятилетнего уровня. В конце прошлого года запасы превышали этот уровень на 350 млн баррелей, или примерно на 12%.
В эффективность так называемой сделки ОПЕК+ по ограничению добычи из экспертов нефтяной отрасли мало кто верил. Во–первых, потому, что предыдущие самоограничения стран ОПЕК влияли на котировки слабо и краткосрочно из–за низкой дисциплины договаривающихся сторон. Участники картеля устанавливали себе квоты на добычу, но под разными предлогами их не соблюдали. Во–вторых, соглашение 2016 года содержало ряд поблажек для таких стран, как Ливия, Нигерия и Иран. Им было позволено наращивать добычу выше уровня октября 2016 года, потому что в предыдущие периоды по разным причинам они добычу снижали. В–третьих, остальные участники сделки ОПЕК+ к октябрю нарастили совокупную добычу черного золота до исторического максимума, так что снижение должно было происходить с рекордного уровня. И, наконец, в–четвертых, ряд крупных производителей нефти, прежде всего США, вообще отказались от участия в сделке и стали наращивать добычу.
Тем не менее скептики оказались посрамлены. Страны — участники сделки ОПЕК+ проявили редкую дисциплинированность. Так, в ноябре 2017 года, по данным ОПЕК, они сократили добычу заметно сильнее, чем договаривались, выполнив условия своей сделки на 122%.
В итоге, несмотря на то что в США добыча нефти выросла за год более чем на 1 млн б/с, нивелировав таким образом свыше половины сокращения странами ОПЕК+, все–таки баланс спроса и предложения на нефтяном рынке восстанавливается. Мировые запасы теперь превышают средний пятилетний уровень всего на 137 млн баррелей. Цена нефти сорта Brent, на которую ориентируются продавцы и покупатели российского сорта Urals, в текущем году поднялась на 14%.
Рост цены нефти помогает и достижению баланса между доходами и расходами российского бюджета. По оценке Минфина РФ, в январе–ноябре 2017 года дефицит бюджета составил 505,5 млрд рублей, или менее 0,7% ВВП. Это в 3,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (1,79 трлн) и существенно ниже заложенного в бюджете на весь текущий год уровня 2,2% ВВП (более 2 трлн рублей).

Чем дороже нефть,тем ниже инфляция

Дорогая нефть помогает и Банку России в его борьбе с инфляцией. Во всяком случае именно этот фактор, сдерживающий рост цен, упомянул регулятор в середине декабря в своем заявлении после снижения ключевой ставки на 50 базисных пунктов, до 7,75% годовых.
Главный ориентир долгового рынка, тем не менее, пока более чем втрое превышает инфляцию (см. графики). Этот факт, безусловно, сдерживает рост экономики. По последним прогнозам, российский ВВП вырастет в текущем году менее чем на 1,8%, хотя в середине года Минэкономразвития и ряд других экспертов осмелели в своих предсказаниях до 2% и более роста ВВП по итогам года. Правда, январские прогнозы итоговый подъем экономики все–таки существенно превзойдет. Тогда, в конце зимы, когда баррель нефти стоил почти на $10 меньше текущего уровня, эксперты ожидали роста ВВП в 2017 году на 1,1–1,2%.
Экономика РФ чувствует себя гораздо лучше ожиданий, несмотря на то что не оправдались прогнозы о постепенном ослаблении международных санкций в отношении нашей страны. Напротив, санкции только усиливаются, и в начале следующего года, как теперь ожидают многие эксперты, последует новый виток этого усиления. Возможно даже, что иностранным инвесторам запретят покупать российские государственные облигации.
Что касается инфляции, то она тоже посрамила большинство предсказателей. Так, опрошенные Reuters экономисты 17 крупнейших российских и международных компаний и банков ожидали инфляцию на конец 2017 года в среднем на уровне 4,9%. Фактически же по итогам ноября она опустилась до 2,5%.
Вопреки росту экономики российское население беднеет. В базовом прогнозе Минэкономразвития рост реальных доходов населения был заложен в размере 1%. Но действительность пока намного хуже: за январь–ноябрь 2017 года, по данным Росстата, доходы упали на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Реальные доходы населения РФ падают уже четвертый год. В 2016 году они сократились на 5,8%, в 2015–м — на 3,2%, в 2014–м — на 0,7%.В Петербурге, по данным "Петростата", реальные денежные доходы населения в октябре 2017 года обвалились по отношению к аналогичному периоду 2016 года на 5,8%.
Государство тем временем не демонстрирует особого беспокойства по поводу бедственного положения населения. Минфин РФ активно наращивает заимствования: в текущем году они достигли 1,6 трлн рублей и превысили прошлогодние более чем в 1,5 раза. Но при этом финансовое ведомство тратит сотни миллиардов бюджетных рублей на покупку валюты (см. диаграммы). Судя по этим действиям и официальным прогнозам, в следующем году чиновники ожидают резкого снижения цен на нефть.