Фото: Сергей Коньков/ТАСС

Со смартфоном в булочную. Банки ждут взрывного роста сервисов Apple Pay и Android Pay в ближайшие годы

За год почти каждый десятый петербуржец оплатил счет, прикладывая телефон к терминалу. Популярность таких сервисов растет.

Год назад у россиян появилась возможность платить телефоном, просто приложив его к терминалу. Пока доля беcконтактных телефонных платежей по сервисам Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay в общем объеме транзакций по картам крупнейших банков составляет 3–5%. Банки ждут взрывного роста сервисов через пару лет, когда в России увеличится число смартфонов с встроенным NFC–модулем (NFC — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия).

Найдена уязвимость на устройствах Apple

Найдена уязвимость на устройствах Apple

330

Рост каждый месяц

Для NFC–платежей на телефоне создается виртуальная копия банковской карты. Во время платежа информация передается в зашифрованном виде.

Первым, в сентябре 2016 года, в Россию пришел сервис Samsung Pay, через месяц запустился Apple Pay, а с мая 2017 года заработал сервис компании Google — Android Pay. Сейчас к ним подключено 29 банков и платежных сервисов, таких как "Яндекс.Деньги" или карта "Кукуруза" "Евросети". По данным опроса Mediascope, на начало весны 2017 года опыт бесконтактных NFC–платежей был у 8,6% россиян. В Северо–Западном регионе эта доля немного выше — 9% опрошенных.

В общем объеме торговых транзакций по картам банков доля бесконтактных платежей пока невелика: в Сбербанке — 3%, в ВТБ — 5%. Самая большая доля NFC–платежей среди опрошенных оказалась у банка "Санкт–Петербург" — 12% безналичного оборота. Но банки отмечают ежемесячный рост таких транзакций: у Сбербанка их количество прирастает на 20%, а у ВТБ увеличивается объем платежей — на 20–30%. У "Яндекс.Денег" за последние полгода число бесконтактных платежей в Петербурге выросло на 46%. "Клиенты привыкают к новому сервису, а смартфоны, поддерживающие эту функцию, становятся все более доступными", — поясняет заместитель руководителя департамента розничных продуктов ВТБ Юлия Деменюк. С учетом растущего спроса в банке "Санкт–Петербург" к концу 2018–го планируют сделать так, чтобы уже 25% карт клиентов было привязано к сервисам с оплатой NFC.

От метро к автомобилю

Средняя сумма бесконтактного NFC–платежа в Сбербанке — 650 рублей, в "Яндекс.Деньгах" — 512 рублей, в ВТБ — 900 рублей. Телефоном оплачивают кофе или поездку в метро. "Чаще всего такие транзакции проводятся для небольших повседневных трат, а с помощью карт — для крупных покупок", — говорит Юлия Деменюк.

Цифровая оборона. Энергокомпании улучшают кибербезопасность своих объектов к мундиалю

Цифровая оборона. Энергокомпании улучшают кибербезопасность своих объектов к мундиалю

1560
Надежда Фёдорова

В Промсвязьбанке подтверждают тенденцию: "Средний чек ниже, чем у обычных карточных транзакций. Пользователи сервисов стали платить телефонами вместо наличных в случае с мелкими покупками". А в банке "Открытие" говорят, что поначалу клиенты с помощью телефонов совершали мелкие покупки, но теперь стали вести себя так же свободно, как и с обычными картами. "Для многих клиентов телефон стал полноценной заменой банковской карты", — констатируют в "Открытии". В банке "Санкт–Петербург" отмечают, что по сервисам уже платят в магазинах бытовой техники и автосалонах.

Три педали тормоза

Главный сдерживающий фактор в развитии бесконтактных платежей — относительно небольшая распространенность устройств с NFC–модулем. В 2016 году, по данным "Связного", в России NFC–смартфоны составили 19% всех проданных. "Учитывая короткий жизненный срок смартфона, через год ситуация резко поменяется, и большинство смартфонов будет поддерживать эту технологию", — уверены в Промсвязьбанке.

Еще одно препятствие — отсутствие терминалов с поддержкой NFC. В Промсвязьбанке прогнозируют 100%–ную готовность терминальной инфраструктуры в России через 2 года. В Петербурге у большинства ретейлеров уже установлены современные аппараты.

Кроме инфраструктурных проблем, есть психологическая. Согласно исследованию банка "Санкт–Петербург", серьезное препятствие — недоверие. Клиенты считают, что NFC–платежи небезопасны, и переживают из–за того, чтобы не остаться без доступа к деньгам и не утратить контроль над ними, если со смартфоном что–то случится. Как считают в "Яндекс.Деньгах", эта ситуация в России исправится постепенно, с ростом финансовой грамотности населения.

Надежда Фёдорова Все статьи автора
15 ноября 2017, 15:53 804
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама