Со смартфоном в булочную. Банки ждут взрывного роста сервисов Apple Pay и Android Pay в ближайшие годы

Автор фото: Сергей Коньков/ТАСС
Автор фото: Сергей Коньков/ТАСС

За год почти каждый десятый петербуржец оплатил счет, прикладывая телефон к терминалу. Популярность таких сервисов растет.

Год назад у россиян появилась возможность платить телефоном, просто приложив его к терминалу. Пока доля беcконтактных телефонных платежей по сервисам Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay в общем объеме транзакций по картам крупнейших банков составляет 3–5%. Банки ждут взрывного роста сервисов через пару лет, когда в России увеличится число смартфонов с встроенным NFC–модулем (NFC — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия).

Рост каждый месяц

Для NFC–платежей на телефоне создается виртуальная копия банковской карты. Во время платежа информация передается в зашифрованном виде.
Первым, в сентябре 2016 года, в Россию пришел сервис Samsung Pay, через месяц запустился Apple Pay, а с мая 2017 года заработал сервис компании Google — Android Pay. Сейчас к ним подключено 29 банков и платежных сервисов, таких как "Яндекс.Деньги" или карта "Кукуруза" "Евросети". По данным опроса Mediascope, на начало весны 2017 года опыт бесконтактных NFC–платежей был у 8,6% россиян. В Северо–Западном регионе эта доля немного выше — 9% опрошенных.
В общем объеме торговых транзакций по картам банков доля бесконтактных платежей пока невелика: в Сбербанке — 3%, в ВТБ — 5%. Самая большая доля NFC–платежей среди опрошенных оказалась у банка "Санкт–Петербург" — 12% безналичного оборота. Но банки отмечают ежемесячный рост таких транзакций: у Сбербанка их количество прирастает на 20%, а у ВТБ увеличивается объем платежей — на 20–30%. У "Яндекс.Денег" за последние полгода число бесконтактных платежей в Петербурге выросло на 46%. "Клиенты привыкают к новому сервису, а смартфоны, поддерживающие эту функцию, становятся все более доступными", — поясняет заместитель руководителя департамента розничных продуктов ВТБ Юлия Деменюк. С учетом растущего спроса в банке "Санкт–Петербург" к концу 2018–го планируют сделать так, чтобы уже 25% карт клиентов было привязано к сервисам с оплатой NFC.

От метро к автомобилю

Средняя сумма бесконтактного NFC–платежа в Сбербанке — 650 рублей, в "Яндекс.Деньгах" — 512 рублей, в ВТБ — 900 рублей. Телефоном оплачивают кофе или поездку в метро. "Чаще всего такие транзакции проводятся для небольших повседневных трат, а с помощью карт — для крупных покупок", — говорит Юлия Деменюк.
В Промсвязьбанке подтверждают тенденцию: "Средний чек ниже, чем у обычных карточных транзакций. Пользователи сервисов стали платить телефонами вместо наличных в случае с мелкими покупками". А в банке "Открытие" говорят, что поначалу клиенты с помощью телефонов совершали мелкие покупки, но теперь стали вести себя так же свободно, как и с обычными картами. "Для многих клиентов телефон стал полноценной заменой банковской карты", — констатируют в "Открытии". В банке "Санкт–Петербург" отмечают, что по сервисам уже платят в магазинах бытовой техники и автосалонах.

Три педали тормоза

Главный сдерживающий фактор в развитии бесконтактных платежей — относительно небольшая распространенность устройств с NFC–модулем. В 2016 году, по данным "Связного", в России NFC–смартфоны составили 19% всех проданных. "Учитывая короткий жизненный срок смартфона, через год ситуация резко поменяется, и большинство смартфонов будет поддерживать эту технологию", — уверены в Промсвязьбанке.
Еще одно препятствие — отсутствие терминалов с поддержкой NFC. В Промсвязьбанке прогнозируют 100%–ную готовность терминальной инфраструктуры в России через 2 года. В Петербурге у большинства ретейлеров уже установлены современные аппараты.
Кроме инфраструктурных проблем, есть психологическая. Согласно исследованию банка "Санкт–Петербург", серьезное препятствие — недоверие. Клиенты считают, что NFC–платежи небезопасны, и переживают из–за того, чтобы не остаться без доступа к деньгам и не утратить контроль над ними, если со смартфоном что–то случится. Как считают в "Яндекс.Деньгах", эта ситуация в России исправится постепенно, с ростом финансовой грамотности населения.