Графика Виктора Пивоварова выставлена в музее Достоевского

 

Несколько десятилетий Достоевский был в СССР полузапрещенным автором. Парадоксы христианской морали, которыми живут его персонажи, были противопоказаны атеистическому обществу. Критика социализма в "Бесах" была недопустима. Графика Виктора Пивоварова, выставленная в музее Достоевского, создавалась на излете оттепели, когда те же "Бесы" читались как откровение. Именно к этому роману Пивоваров выполнил серию монотипий — жутковатых, фантасмагоричных и настолько не похожих на книжную графику тех лет, что едва ли кто–то решился бы их тогда напечатать. Достоевским в те годы вдохновлялись многие художники, например Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин. Графика Пивоварова по мотивам "Бесов" вместе с иллюстрациями к "Запискам из Мертвого дома" и "Сну смешного человека" поступила в собрание Музея Достоевского, формировавшегося как раз в те годы.
Власть недаром боялась Достоевского. Уже в 1981–м в недавно открывшемся музее будет организована первая нонконформистская институция — "Клуб–81". Это случится тогда, когда Пивоваров уже будет концептуалистом. В первую очередь он известен как один из основателей московской концептуальной школы — наиболее влиятельного направления нашего современного искусства.
Выставка в Музее Достоевского возвращает нас к доконцептуалистскому периоду творчества Пивоварова. Пивоваров — не единственный из знаменитой группы, кто начинал как книжный иллюстратор. Причем не подрабатывал в издательствах, а занимался книжной графикой как современным искусством. В 1970–е он уже был известным за пределами СССР иллюстратором и выставлялся за рубежом. Те же автолитографии к "Сну смешного человека" были сделаны для Лейпцигской книжной выставки.
Детские книги Пивоварова тоже пользовались популярностью. Особенно приятно видеть на выставке оформленные им "Оле Лукойе" и "Черную курицу", которые многим из нас знакомы с детства.
Еще одно дополнение к главному сюжету экспозиции — иллюстрации к "Цветам зла" Бодлера. Что ни говори, московский концептуализм восходит к снам и видениям, запечатленным Пивоваровым в годы увлечения Достоевским и Бодлером. Он (московский концептуализм) вырос из книжной графики.