Курсовые колебания 2014 года и ставка государства на замещение импорта дали зеленый свет продажам российского вина. Отрасль получила каналы сбыта и господдержку, что позволяет игрокам инвестировать в развитие производства.
Импортеры алкоголя, несмотря на то что санкции их обошли, сильно пострадали от падения рубля. Потребители просто перестали покупать резко подорожавшее вино, переключившись на незнакомые, но доступные российские марки. Основной удар на себя тогда приняли оптовые поставщики алкоголя. В течение 2014–2015 годов рынок покинули сразу несколько лидеров: "Мозель" (некогда крупнейший импортер алкоголя в стране), "Русьимпорт", "Евро–арт". Как объяснял тогда представитель "Русьимпорта", к банкротству компанию привела сложная экономическая ситуация в стране и девальвация национальной валюты, убытки в сложный период превысили прибыль компании за несколько лет.
В 2016 году импорт алкогольных и безалкогольных напитков из стран дальнего зарубежья, по данным экспертов, составил $1,56 млрд против $2,9 млрд в 2013 году. По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), если в 2014 году на импорт приходилось 30% продукции, то в 2015–м — уже 25%. Проблем импортерам добавила и власть: например, с начала этого года удвоены акцизы на импортное вино — с 9 до 18 рублей за 1 л, на шампанское из импортных виноматериалов акцизы выросли на 10 рублей, с 26 до 36 рублей за 1 л.
Как показывает время, выиграли дистрибьюторы, которые смогли быстро переключиться на российских производителей, а также сами виноделы. По итогам 2015 года объем выпуска вина в России вырос на 25%, выросла и доля российского вина на рынке. Хотя потребители окончательно не отказались от импортного алкоголя, виноделы добились главного: на их проблемы обратило внимание государство, а значит, даже долговременные инвестиции стали менее рискованными.
Один из крупнейших производителей игристых вин в стране — петербургская ГК "Вилаш" планирует вложить 500 млн рублей до конца 2018 года в модернизацию завода в Волхове, новый логистический центр, покупку производственной площадки на юге России и развитие фирменной розницы, рассказал "ДП" президент и основной владелец ГК "Вилаш" Машкюр Гасымов. Большая часть из этих инвестиций — заемные средства. Производитель планирует в этом году начать обновление своего завода — ООО "Комбинат шампанских вин" (КШВ) в Волхове. Для этого он закупит новое оборудование, которое позволит снизить себестоимость продукции на 8–10%. Как ожидается, работы будут выполнены к концу года. Рядом с заводом в Волхове "Вилаш" уже построил винохранилище вместимостью 3 млн л продукции.
В начале этого года компания перенесла мощности производственной площадки из центра Петербурга (Лаврский проезд) на существующий завод в Волхове. Мощность завода составляет 60 млн л в год. Вторым этапом инвестиционной программы ГК "Вилаш" станет строительство логистического комплекса в Волхове общей площадью 5 тыс. м2, его стоимость — 100 млн рублей.
Еще 150 млн рублей ГК "Вилаш" готова потратить на покупку производственной площадки на юге России. Сейчас компания ведет переговоры о приобретении винодельческого завода с собственными виноградниками в Краснодарском крае.
"Это отражение моей гражданской позиции: мы должны сделать все возможное, чтобы преодолеть многолетний кризис в развитии виноградарства и виноделия в России, который начался с алкогольной реформы Горбачева в 1985 году", — говорит Машкюр Гасымов.
В состав ГК "Вилаш" входят заводы в России, Эстонии и Испании, виноградники в Испании и Азербайджане. ЗАО "Вилаш" занимает пятое место среди крупнейших производителей шампанских и игристых вин в России с долей около 7%. Кроме того, "Вилаш" выпускает коньяк, винные напитки, сидр, столовые вина. Выручка ГК "Вилаш", по данным компании, в 2016 году составила 4,1 млрд рублей, в следующем году "Вилаш" ожидает рост продаж в натуральном выражении на 20%, а в стоимостном — на 30%.
Российские производители стали активно инвестировать в развитие на волне потребительского спроса. Компания "Абрау–Дюрсо" в прошлом году приобрела завод обанкротившегося краснодарского производителя "Русская лоза", а в этом году перезапустила его, чтобы удвоить свои мощности по производству игристых и тихих вин.
"Ладога Дистрибьюшен" в этом году добавила в свой портфель ассортимент краснодарской винодельни "Юбилейная" и не исключает покупки в будущем виноградника в России. Основная сложность состоит пока в том, чтобы найти земельный участок, не имеющий обременений и пригодный к виноделию, отмечают в компании.
"Игристые вина" начали розлив виски на своих мощностях в Петербурге в расчете на пустующую нишу виски стоимостью до 600 рублей за бутылку.
Однако с прошлого года над отраслью снова нависла угроза. Импорт вина возобновил уверенный рост. "Сегмент импортных вин после спада 2015 года уже отвоевал рынок и вернул былые позиции. 2017 год – год роста", — радуется Андрей Ушаков, руководитель проекта L-wine (ГК "ЛУДИНГ").
"Российский потребитель устал экономить. В итоге покупатели со второй половины 2016 года вновь обратили внимание на импортное вино", — объясняет Вадим Дробиз, директор ЦИФРРА. По его данным, импорт вина с сентября 2016 года по июль 2017 года вырос на 35%. Объем производства вина в России в 2016 году снизился на 8%, в первом полугодии 2017–го — на 15%.
Причина же того, что производители продолжают инвестировать в развитие, — поддержка государства, выразившаяся в том числе в заградительных пошлинах на импорт. "С одной стороны, мы видим падение производства и потребления вина, с другой — государство все больше внимания уделяет винодельческому сектору, развитию производства вина высокого качества", — подчеркивает Вадим Дробиз.
"В стране растет популярность российского вина, потребители распробовали его вкус и начали разбираться в сортах, торговые сети более тщательно выбирают поставщиков, государство проявляет интерес к виноделию, предлагает субсидии производителям", — рассказывает Машкюр Гасымов.
Господдержка может выступить важным катализатором развития виноделия, однако направлена она должна быть на стимулирование виноградарства, а не на ограничение импорта: от заградительных мер хорошего российского вина больше не станет, а лозы, которые были высажены 1–2 года назад, быстрее не вырастут, отмечают в "Ладоге Дистрибьюшен".
"Количество производителей вина в России с каждым годом растет, в немалой степени это заслуга государства, но российскому законодателю необходимо внести новую лепту, разрешив рекламу вин, выращенных на российской земле, позволив реализовывать продукцию через Интернет", — считают представители отечественного производителя вин "Фанагория".
"Виноделие - это игра в долгую, и как только инвесторы это поймут, ситуация начнет выправляться повсеместно, а не точечно, как происходит сейчас", — говорит Андрей Ушаков.