Российские интернет–магазины начали выходить в офлайн

Потребители ведут себя в онлайн–магазинах более рационально и тратят меньше, поэтому ретейлеры привлекают их в офлайн–магазины в расчете на импульсивные покупки.

В то время когда постепенно происходит переход покупателей из традиционных торговых центров в онлайн, нарастает и обратная тенденция: из–за того что в Сети покупатели ведут себя более рационально и тратят меньше, ретейлеры, чтобы нарастить оборот, открывают пункты выдачи онлайн–покупок в реальных магазинах.

Встречное движение

В 2016 году году доля потребителей, которые покупают товары в онлайн–магазинах, в России достигла 17%. За последние 5 лет российский рынок электронной коммерции вырос в 2 раза, до 920 млрд рублей, но в общем объеме товарооборота покупки в Интернете составляют только 3,3%.
Согласно исследованию американского рынка, проведенному GlobalData и Colliers International, основные драйверы перехода покупателей из офлайна в онлайн–ретейл лежат не в удобстве последнего, а в негативных чертах покупки в реальном магазине. Об этом на форуме коммерческой недвижимости Re4 Forum рассказал генеральный директор Colliers Int. в Петербурге Андрей Косарев. По его словам, респонденты, например, называли среди причин покупки в Интернете то, что поход в обычный магазин не воодушевляет (70,7%), в нем технически сложно покупать (64,6%), редко есть последние коллекции (61,1%) и даже "магазины — это скучно" (72,2%). В результате в США 79% пользователей покупают товары онлайн, а доля в общем товарообороте таких покупок составляет 8,5%.
В России это пока тенденция будущего, и эти числа еще существенно ниже. "У нас культура потребления, в отличие от Америки, складывается только с 2000–х годов. И люди еще не насытились качественными торговыми центрами, поэтому развитие этого формата у нас еще не закончено и у нас культура потребления еще долго будет развиваться", — уверен генеральный директор Maris в ассоциации с CBRE.
Хотя без онлайна невозможно себе представить крупного российского ретейлера, сегодня не только офлайн уходит в Сеть, но и, наоборот, интернет–магазины переходят в традиционные офлайн–магазины и шоу–румы. "Ретейлеры заинтересованы, чтобы товар, купленный онлайн, забирался внутри офлайн–магазина, чтобы была возможность сделать спонтанную покупку", — говорит коммерческий директор ТРК "Галерея" Дмитрий Зубков.
"Ретейлерам нужно и оборот увеличивать, и эмоции какие–то клиентам давать, которые через онлайн не всегда возможно получить", — поясняет Андрей Косарев. В пример он приводит испанского ретейлера Inditex (бренды Zara, Oysho, Massimo Dutti и другие), который начал притягивать клиентов, купивших товар онлайн, получить его в обычном магазине, рассчитывая на импульсивные покупки.
Таким покупкам способствует и особенность фешен–ретейла. "Именно одежду и обувь люди любят выбирать в реальном магазине, в отличие, например, от стандартного набора продуктов или косметики, которую покупают регулярно", — уверена соосновательница интернет–магазина белья Trusbox Анна Городецкая.
В "Декатлон России" доля интернет–покупок пока составляет 5% от оборота компании, в то время как во Франции эта доля достигает 15%. "Сейчас большинство покупателей забирают товары, купленные в Интернете, в магазине. При этом в трех из наших гипермаркетов доля онлайн–продаж составляет 15% от оборота", — говорит директор по региональному развитию Decathlon в России Юлия Горощеня.

Неудобные курьеры

Похожим образом действуют ретейлеры не только из фешен–индустрии. По словам директора по логистике и формированию заказов компании "Юлмарт" Павла Олонова, около 50% товарооборота компании приходится на так называемые центры выдачи заказов — сюда покупатель может сам приехать за купленным или забронированным в Интернете товаром, в то же время здесь выставлены товары, которые клиент может купить попутно, не заказывая заранее.
Еще по 25% от оборота компании "Юлмарт" приходится на доставку товаров в небольшие пункты выдачи и курьерскую доставку. На руку получению товаров в магазине играет то, что пока курьерская доставка и инфраструктура для нее далека от идеала. Например, нет инфраструктуры для такой доставки — курьер часто даже не может припарковаться у бизнес–центра, к которому его попросили подъехать.
"Я могу точно сказать, что будущее не за доставкой последней мили. В России это очень неудобный формат получения, поэтому люди выбирают другие", — говорит Павел Олонов. Это означает, что в ближайшие 5 лет торговые центры ждет модернизация, потому что сейчас они не готовы обеспечивать удобное получение товаров.
Но не все торговые центры пока готовы принять у себя онлайн–ретейлеров. "Для торговых центров это всегда спорный вопрос — можно ли поставить рядом с ретейлером, который у тебя работает офлайн, пункт выдачи заказа конкурирующего ретейлера. Мы в "Галерее" пока не движемся в этом направлении, потому что мы ожидаем, что в этом случае один продавец попросту съест другого", — опасается Дмитрий Зубков.
В то же время для торговых центров, которые теряют арендаторов и трафик покупателей, привлечение онлайн–ретейлеров пойдет на пользу. "Для торговых центров это дает тот самый поток, который они начали терять", — считает Андрей Косарев.
Нам рано пока делать финансовые выводы: магазин одежды Oh, my открылся всего 3 недели назад. Но уже очевидно, что в офлайне выше средний чек и покупок больше. Особенно это относится к нетрикотажным изделиям, таким как пальто, рубашки, плащи. Их обязательно нужно примерить, чтобы понять, хорошо ли сидит вещь. Около 20% в интернет–магазине нам возвращали после заказа и примерки, потому что изделие не садилось по фигуре. И от цены это тоже зависит: в Интернете более охотно покупают недорогие товары на суммы, которыми можно, если что–то не подойдет, пожертвовать. А в магазине человек сразу видит, что пальто сидит хорошо, — и покупает.
Сергей Ковеленов
владелец Oh, my
Никакой реальной угрозы для торгового центра со стороны онлайна сейчас нет. Последние 2 года аудитория Рунета растет всего на 5–6% в год. Мы достигли максимального проникновения. За счет новых людей аудитория не прирастает и начинается рост конкуренции. Развивается концепция омниканальности, когда офлайн и онлайн существуют параллельно. Ведь это просто разные инструменты, у каждого из которых свои плюсы. Те, кто играл исключительно на поле онлайна, будут вынуждены перейти в офлайн, где работает средний чек, эмоциональность, вовлеченность и увеличивается объем аудитории. А офлайн не может игнорировать онлайн.
Михаил Беляев
руководитель офиса "1С–Битрикс" в Петербурге