Как музеи могут повысить лояльность посетителей, используя новые технологии

Автор фото: Петр Ковалев

Только "умный музей", способный говорить с посетителем на одном IT–языке, может заинтересовать человека со смартфоном в кармане.

Лидером недавней "Биржи стартапов" — серии мероприятий "ДП" по поддержке перспективных молодых бизнесменов — был признан проект VidiGuide: мобильная платформа, которая позволяет доставлять контент пользователю в зависимости от его нахождения в пространстве. Например, посетитель музея замедлил шаг у картины — ему на смартфон приходит информация о том, как она была создана.
По словам основателя проекта Александра Пинчука, внедрение такой программы в музее повышает лояльность посетителей, которая выражается в повторных посещениях, хороших рекомендациях и даже в лучших продажах сувениров.

Беспроводной путь к искусству

«Разумное и обоснованное применение технологических новаций и мультимедиа в музее - общемировой тренд. В этом смысле, российские музеи ничем не уступают зарубежным коллегам, а во многом - идут впереди, - уверен Тимур Алейников, замдиректора ГИВЦ Минкультуры России (курирует цифровые проекты ведомства). - Уникальным по своему масштабу явлением, например, является публикация миллионов предметов музейного фонда в единой базе данных - Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации. Очень немногие страны имеют подобные проекты национального масштаба». Среди примеров очень технологичных музеев в России эксперт называет Пушкинский музей, Эрмитаж, Еврейский музей и центр толерантности.
Музейные приложения делятся на две категории: "диванные" — они позволяют "гулять" по музею, не выходя из дома (например, Love Art для "посещения" Национальной галереи в Лондоне или "Галерея Эрмитажа"), и те, что делают более насыщенным сам визит в музей. Последние, как правило, сфокусированы на работе сразу с несколькими музеями (как izi.TRAVEL и SmartMuseum) и либо сами присылают туристу push–уведомления с дополнительной информацией, либо дают ему доступ к контенту через QR–коды, размещенные рядом с экспонатами.
Стремясь привлечь посетителей, музеи используют и технологию дополненной реальности: например, приложение Artefact (выпущено Минкультуры России) позволяет сравнить настоящий вид экспоната с тем, как он выглядел до реставрации и в процессе работ.
«Artefact - это платформа, которое позволяет музеям самостоятельно, без затрат на внешних подрядчиков, программистов и дизайнеров, взаимодействовать с посетителями в формате дополненной реальности. Экспонат идентифицируется благодаря технологиям машинного зрения, что помогает избежать затрат на построение и эксплуатацию сложной ИТ-инфраструктуры в зачастую исторических зданиях музеев», - объясняет Тимур Алейников. По его словам, технология дополненной реальности не только вызывает интерес у аудитории, но и позволяет музеям соответствовать современным паттернам работы с информацией - мгновенности доступа и релевантости формата подачи человеку.
Один из первых стартапов музейной тематики появился в Петербурге в 2012 году. Тогда команда SmartMuseum разместила в Шереметьевском дворце свой первый "смартбокс": ящик–роутер раздавал Wi–Fi посетителям, установившим приложение SmartMuseum, и позволял им скачать на смартфон аудиогид. Проект быстро рос, привлек инвестиции $140 тыс., его активно поддерживал комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга. Сейчас система работает в 150 музеях Петербурга и 10 учреждениях Москвы. "Мы не увеличиваем посещаемость, но позволяем музею заработать благодаря новым технологиям", — объясняет гендиректор SmartMusem Галина Дуленко. Деньги приложение берет не с музеев, а с пользователей: сначала они скачивают бесплатное приложение с базовым контентом (адреса музеев, их время работы и т. п.), а потом им предлагается платный аудиогид. Треть доходов отходит AppStore и PlayMarket, а остальную часть делят пополам SmartMuseum и музей.

"Все просто"

Приложение izi.TRAVEL также работает как аудиогид в смартфоне, причем не только в большинстве петербургских музеев, но и в музеях по всему миру. Его разработка началась в 2011 году: контент добавляется пользователями. В приложение было вложено 20 млн евро, однако прибыли оно не приносит. В качестве возможной схемы монетизации рассматривается появление в нем рекламы.
Один из самых заметных и сильных петербургских проектов в туристическо–музейной сфере — Piligrim XXI — нацелен на иностранные рынки. Разработки компании позволяют создавать полномасштабные реконструкции утраченных архитектурных сооружений и событий прошлого прямо на местах свершения. С 2014 года команда запустила семь парков дополненной реальности в пяти странах Европы.
Как говорит Тимур Алейников, замдиректора ГИВЦ Минкультуры России (курирует цифровые проекты ведомства), в плане внедрения технологических новаций российские музеи не уступают зарубежным. Есть госкаталог музейного фонда РФ, виртуальные музеи оружия и архитектуры, панорамные туры в шлемах виртуальной реальности, активно используется дополненная реальность. "Мы были бы очень рады спонсорам и меценатам, но пока что в технологические инновации в сфере культуры вкладывается в основном государство. Есть, однако, и примеры системного сотрудничества: поддержка Политехнического музея целым консорциумом технологических компаний и госкорпораций, проект "Виртуальный русский музей", много лет реализуемый Русским музеем при поддержке АФК Система и, конечно, целенаправленная деятельность коллег из Фонда Потанина по поддержке музейных проектов», - объясняет Тимур Алейников.