Анастасия Жигач Все статьи автора
14 июня 2017, 11:53 369

Как музеи могут повысить лояльность посетителей, используя новые технологии

Фото: Петр Ковалев

Только "умный музей", способный говорить с посетителем на одном IT–языке, может заинтересовать человека со смартфоном в кармане.

Лидером недавней "Биржи стартапов" — серии мероприятий "ДП" по поддержке перспективных молодых бизнесменов — был признан проект VidiGuide: мобильная платформа, которая позволяет доставлять контент пользователю в зависимости от его нахождения в пространстве. Например, посетитель музея замедлил шаг у картины — ему на смартфон приходит информация о том, как она была создана.

Человек человеку как робот. В будущем место HR-специалистов в компаниях могут занять роботы

Человек человеку как робот. В будущем место HR-специалистов в компаниях могут занять роботы

1003
Анастасия Жигач

По словам основателя проекта Александра Пинчука, внедрение такой программы в музее повышает лояльность посетителей, которая выражается в повторных посещениях, хороших рекомендациях и даже в лучших продажах сувениров.

Беспроводной путь к искусству

«Разумное и обоснованное применение технологических новаций и мультимедиа в музее - общемировой тренд. В этом смысле, российские музеи ничем не уступают зарубежным коллегам, а во многом - идут впереди, - уверен Тимур Алейников, замдиректора ГИВЦ Минкультуры России (курирует цифровые проекты ведомства). - Уникальным по своему масштабу явлением, например, является публикация миллионов предметов музейного фонда в единой базе данных - Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации. Очень немногие страны имеют подобные проекты национального масштаба». Среди примеров очень технологичных музеев в России эксперт называет Пушкинский музей, Эрмитаж, Еврейский музей и центр толерантности.

Музейные приложения делятся на две категории: "диванные" — они позволяют "гулять" по музею, не выходя из дома (например, Love Art для "посещения" Национальной галереи в Лондоне или "Галерея Эрмитажа"), и те, что делают более насыщенным сам визит в музей. Последние, как правило, сфокусированы на работе сразу с несколькими музеями (как izi.TRAVEL и SmartMuseum) и либо сами присылают туристу push–уведомления с дополнительной информацией, либо дают ему доступ к контенту через QR–коды, размещенные рядом с экспонатами.

Стремясь привлечь посетителей, музеи используют и технологию дополненной реальности: например, приложение Artefact (выпущено Минкультуры России) позволяет сравнить настоящий вид экспоната с тем, как он выглядел до реставрации и в процессе работ.

«Artefact - это платформа, которое позволяет музеям самостоятельно, без затрат на внешних подрядчиков, программистов и дизайнеров, взаимодействовать с посетителями в формате дополненной реальности. Экспонат идентифицируется благодаря технологиям машинного зрения, что помогает избежать затрат на построение и эксплуатацию сложной ИТ-инфраструктуры в зачастую исторических зданиях музеев», - объясняет Тимур Алейников. По его словам, технология дополненной реальности не только вызывает интерес у аудитории, но и позволяет музеям соответствовать современным паттернам работы с информацией - мгновенности доступа и релевантости формата подачи человеку.

Создатель компании Timeweb запускает платформу для размещения рекламы на страницах микроблогеров

Создатель компании Timeweb запускает платформу для размещения рекламы на страницах микроблогеров

381
Анастасия Жигач

Один из первых стартапов музейной тематики появился в Петербурге в 2012 году. Тогда команда SmartMuseum разместила в Шереметьевском дворце свой первый "смартбокс": ящик–роутер раздавал Wi–Fi посетителям, установившим приложение SmartMuseum, и позволял им скачать на смартфон аудиогид. Проект быстро рос, привлек инвестиции $140 тыс., его активно поддерживал комитет по промышленной политике и инновациям Петербурга. Сейчас система работает в 150 музеях Петербурга и 10 учреждениях Москвы. "Мы не увеличиваем посещаемость, но позволяем музею заработать благодаря новым технологиям", — объясняет гендиректор SmartMusem Галина Дуленко. Деньги приложение берет не с музеев, а с пользователей: сначала они скачивают бесплатное приложение с базовым контентом (адреса музеев, их время работы и т. п.), а потом им предлагается платный аудиогид. Треть доходов отходит AppStore и PlayMarket, а остальную часть делят пополам SmartMuseum и музей.

"Все просто"

Приложение izi.TRAVEL также работает как аудиогид в смартфоне, причем не только в большинстве петербургских музеев, но и в музеях по всему миру. Его разработка началась в 2011 году: контент добавляется пользователями. В приложение было вложено 20 млн евро, однако прибыли оно не приносит. В качестве возможной схемы монетизации рассматривается появление в нем рекламы.

Один из самых заметных и сильных петербургских проектов в туристическо–музейной сфере — Piligrim XXI — нацелен на иностранные рынки. Разработки компании позволяют создавать полномасштабные реконструкции утраченных архитектурных сооружений и событий прошлого прямо на местах свершения. С 2014 года команда запустила семь парков дополненной реальности в пяти странах Европы.

Как говорит Тимур Алейников, замдиректора ГИВЦ Минкультуры России (курирует цифровые проекты ведомства), в плане внедрения технологических новаций российские музеи не уступают зарубежным. Есть госкаталог музейного фонда РФ, виртуальные музеи оружия и архитектуры, панорамные туры в шлемах виртуальной реальности, активно используется дополненная реальность. "Мы были бы очень рады спонсорам и меценатам, но пока что в технологические инновации в сфере культуры вкладывается в основном государство. Есть, однако, и примеры системного сотрудничества: поддержка Политехнического музея целым консорциумом технологических компаний и госкорпораций, проект "Виртуальный русский музей", много лет реализуемый Русским музеем при поддержке АФК Система и, конечно, целенаправленная деятельность коллег из Фонда Потанина по поддержке музейных проектов», - объясняет Тимур Алейников.

Новости партнеров
Реклама