Между страхом и безответственностью. Что ждать после мая 2018 года

Автор фото: Николаев Сергей

Главная причина пробуксовки российской экономики не в недостатке программ по выходу из кризиса, а в том, что все боятся брать на себя ответственность за их реализацию и результаты.

О том, как чиновники, с одной стороны, умудряются годами и даже десятилетиями избегать ответственности за свои прошлые ошибки, а с другой — боятся браться за реформы и вообще принимать серьезные решения, говорили сегодня участники делового завтрака Сбербанка "Что ждать после мая 2018 года?" на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Программистов пруд пруди

Как уже писал dp.ru, одной из главных тем нынешнего форума стало противостояние между двумя стратегическими программами развития России, написанными, соответственно, двумя командами под руководством главы Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина и бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Несколько отошла в тень программа правительства РФ, которую в мае представил президенту РФ премьер Дмитрий Медведев. А в начале завтрака выяснилось, что партия "Единая Россия" (ЕР) затаила обиду на то, что о ее программе, написанной в прошлом году к парламентским выборам, совсем уже никто не вспоминает. По этому поводу возмутился Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам и член ЕР.
Он намекнул, что окончательный выбор стратегии остается за президентом РФ Владимиром Путиным, так что для партийной программы еще не все потеряно. "Когда обществу и, кстати, президенту навязывают выбор из этих двух альтернатив, ни слова не говорят о том, что всего 8 месяцев назад 30 млн граждан проголосовали за программу "Единой России", — напомнил он. — Когда эту программу выбрасывают, как будто ее нет, и начинают обсуждать, что мы будем делать, возникает вопрос, а мы для кого пишем программы? Или для чего? Чтобы качество жизни людей повысить, чтобы конкурентоспособность страны увеличить? Или для того чтобы понравиться тому самому человеку, от которого и зависит, будут ли у нас реформы или мы будем продолжать сохранять стабильность?"
Почему не выполняются стратегические программы, хорошо объяснила глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Структурные реформы в России тормозятся из-за того, что они привязаны к конкретному составу правительства, нужна, с одной стороны, преемственность, с другой, новая модель управления, основанная на анализе больших данных, заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова. "Мы всегда стараемся привязать структурные реформы к некому политическому циклу. И, делая программы в преддверии политического цикла, мы всегда стараемся согласовать наши предложения по структурным реформам с действующим кабинетом. Это получается когда-то хорошо, когда-то плохо. Но действующий кабинет через какое-то время уходит и, к сожалению, преемственности с точки зрения большинства предложений, которые находятся в ранее разработанных структурных реформах, не происходит. Пришедшие новые (члены правительства. — Ред.) не хотят реализовывать то, что было согласовано старыми. Это, к сожалению, истина, мы это наблюдаем на протяжении ряда этапов осуществления реформ", — посетовала она.

Без права на ошибку

Глава Сбербанка Герман Греф, комментируя воспоминания Голиковой, предположил, что инициативу чиновников сильно ограничивает боязнь поплатиться за ошибочное решение. "Опыт, может быть, — одно из главных наших богатств, и это опыт наших ошибок, — пустился в рассуждения он. — Очень важно их признавать и не повторять. Мы относимся к ошибкам как к чему-то постыдному, потому что за ними стоят огромные инвестиции. Но нужно изменить наше отношение к ошибкам прошлого".
По словам Грефа, за последние 2 года произошел большой сдвиг в борьбе с коррупцией, но она дала интересный эффект: масштаб коррупции, особенно на среднем уровне управления, остался примерно прежним, но резко увеличились опасения чиновников по поводу возможного преследования за ошибки. "Люди боятся принимать решения, — констатировал банкир. — Позитивная энергия сегодня придушена, а негативная ушла в глубокое подполье".
Причем этот эффект распространился и на бизнесменов, которые подавлены гигантским количеством уголовных дел, возбуждаемых против них правоохранительными органами, и сдерживают свою предпринимательскую инициативу, потому что она всегда чревата ошибками. А законы в России написаны так, что ошибку и даже повод для уголовного преследования можно найти почти в любом бизнес-решении.
Депутат Андрей Макаров возразил Грефу, что, напротив, наблюдает повсеместную безответственность чиновников любого уровня за результаты своих решений. "Министр экономического развития никогда не будет отвечать ни за состояние экономики, ни за то, что он сделал, ни за то, что не сделал. Если конечно, однажды ночью он не пойдет в "Роснефть", — привел он в пример отсутствующих на завтраке нынешнего министра Максима Орешкина и его предшественника Алексея Улюкаева, отправленного в отставку после получения крупной взятки от "Роснефти". "Все понимают, что сегодня главное для губернатора и для бизнесмена — иметь хорошие отношения с правоохранительными органами", — посоветовал он, добавив, что реформу госуправления, по его мнению, следует начать с того, что остановить всевластие силовых структур.

Потерянное десятилетие

Следом за депутатом и Алексей Кудрин, как бывший чиновник, экс-министр финансов и вице-премьер, подтвердил, что чиновники, как правило, не отвечают за результаты своих действий. Как и силовики. Он напомнил слова президента РФ Владимира Путина, который на одном из предыдущих ПМЭФ привел статистику о сотнях тысяч уголовных дел против предпринимателей, из которых только 15% доходят до суда, а остальные заканчиваются, как правило, просто разорением бизнеса. И за это никто не ответил. Поэтому реформу госуправления, по мнению Кудрина, следует начинать с преобразования судебной системы, чтобы она обеспечивала наказание виновных в произволе. Кроме того, нужно развитие общественных институтов, в частности независимых СМИ.
Алексей Кудрин также выступил за создание системы ответственности чиновников за достижение поставленных государством целей. Он вспомнил про множество стратегических программ, принятых правительством РФ за последние десятилетия. Все они выполнены меньше чем на 50%, а ответственности за это никто не понес. "Я и к себе это отношу", — самокритично заметил Кудрин. Он объяснил такие результаты тем, что чиновники тратят время на решение тактических задач в ущерб стратегическим. Но в итоге экономика остается у разбитого корыта. Кудрин в очередной раз упомянул о том, что российский ВВП за последние 10 лет вырос лишь на 10%, и назвал эти 10 лет потерянным десятилетием.
Он также согласился с тем, что развитию экономики мешает страх потенциальных предпринимателей перед произволом чиновников и конкурентным давлением госкомпаний. Только 2% российских граждан, по данным социологических опросов, проведенных ЦСР при подготовке стратегии, хотят открыть свой бизнес. Это крайне недостаточно для развития экономики, нужно увеличить этот показатель как минимум вдвое, а лучше втрое, отметил глава ЦСР.
Про защиту предпринимателей от чиновников говорил и ректор РАНХиГС Владимир Мау, вспомнивший анекдот про нэпмена, которого спросили, понесет ли он деньги в советский банк, который гарантирует возврат вкладов. "Конечно, не понесу, вы не гарантируете сохранность жизни вкладчика", — ответил герой анекдота. Это напоминает о том, что правовые факторы в государстве гораздо важнее экономических и что до того как обсуждать налоги, надо обсуждать безопасность жизни и собственности, считает Мау.
Он также заявил, что проблемы бизнеса во многих странах, в том числе и в России, кроются в неравной конкуренции с большими компаниями, которые государство спасает во время кризисов. "Во многом наши проблемы — это результат успешной антикризисной политики. Мы все научились не давать динозаврам рухнуть: спасти банки, спасти крупные предприятия. Креативное разрушение ушло. И, конечно, послекризисному бизнесу гораздо труднее приходить на рынок. Я не предлагаю креативное разрушение любой ценой, мы все знаем, что в Германии оно привело известно к чему в 1933 году. Но в общем, проблема того, что динозавры не освобождают место для бизнеса, — это, во многом, результат успехов антикризисной политики всех стран", — огорошил Владимир Мау.

Команда мечты

Нелегкий выбор между различными стратегическими программами — это не единственная трудность на пути реформ. Не менее важно, кто именно будет заниматься реализацией выбранной стратегии. В ходе делового завтрака было проведено голосование о том, какой команде следует поручить реформы. 55,6% аудитории выступили за то, что это должна быть новая команда, а еще 40,6% — за то, что существующее правительство должно быть обновлено частично.
Некоторые методы работы будущей команды реформаторов чуть ранее голосования обрисовал министр финансов РФ Антон Силуанов, повторив отчасти тезисы Кудрина. По его словам, когда речь заходит о реформах, чиновники сразу запрашивают дополнительное финансирование, говоря: "Будет финансирование — будут реформы, а не будет — извините". Соответственно, когда заканчивается финансирование, заканчиваются и реформы. Чтобы реформы дали результат, считает глава Минфина, нужно поменять мотивацию для чиновников. "Сегодня, к сожалению, старой мотивации недостаточно. Нужно устанавливать для каждого из ведомств конкретные параметры и жестко спрашивать. Проектный подход должен лечь в основу следующей реформы госуправления", — посоветовал Силуанов. "Реформа госуправления должна в первую очередь подразумевать ответственность за результат", — поддержал его Андрей Макаров.
Учитывая, что зал для деловых завтраков был набит чиновниками, депутатами, бизнесменами и экспертами, такой результат голосования можно расценивать как вотум недоверия нынешнему правительству РФ во главе с Дмитрием Медведевым.