Драгоценные металлы с начала года подорожали на 7–14%. Эксперты видят ряд причин для дальнейшего роста на этом рынке, хотя среди них есть и скептики, считающие, что к концу года цены упадут.
Инвесторы, решившие перед новогодними праздниками положить себе в портфели золото, не прогадали. Уже через 40 дней, в 19:00 по московскому времени 9 февраля, тройская унция желтого металла стоила на 7,26% дороже, чем 31 декабря 2016 года, — $1235,6 за тройскую унцию. Остальные драгоценные металлы за тот же период выросли в цене еще сильнее. Серебро прибавило в цене 10,75%, платина — 12,95%, а палладий — 13,51% (см. графики).
Справедливости ради надо заметить, что перед январско–февральским ралли драгметаллы в ноябре и декабре испытали один из самых сильных за последние годы обвалов, откатившись от максимумов 9 ноября на 13–16%.
Шесть трендов
По оценкам экспертов World Gold Council (WGC), росту золота в 2017 году будут способствовать шесть мировых трендов.
Во–первых, это нарастающие геополитические риски. В 2017 году пройдут выборы в Голландии, Франции и Германии, где к власти могут прийти противники глобализации.
Второй тренд — это обесценение валют, в том числе и доллара, по отношению к товарам. Несмотря на то что ФРС США объявила о планах по трехкратному повышению ставок в 2017 году, многие эксперты не верят, что эти планы осуществятся. Новый президент США Дональд Трамп постоянно критикует зарубежных торговых партнеров из–за их слишком слабых валют, то есть он хотел бы, чтобы доллар США слабел.
Кроме того, Трамп заявлял о мерах по поддержке американской экономики: снижении налогов и выделении $1 трлн на инфраструктурные проекты. Столь большие вливания денег чреваты ростом инфляционных ожиданий, а золото — это традиционный инструмент хеджирования от инфляции. Таков третий тренд.
Четвертый — переоцененные фондовые рынки. Они сильно оживились в конце 2016 года. В США фондовые индексы обновляют исторические максимумы, это же происходит и в некоторых других странах, в том числе в России, с индексом ММВБ. Инвесторы перекладываются в рискованные ценные бумаги из бондов по причине низкой доходности последних. Однако и дивидендная доходность акций из–за роста их цен снижается. Рано или поздно на фондовых рынках начнется коррекция, и тогда лучшим способом хеджирования рисков станут драгметаллы. Тогда значимость золота как инструмента для диверсификации портфеля и хеджирования от риска убытков возрастает. Пятым трендом для удорожания золота в WGC называют растущий спрос в азиатских странах, которые становятся все богаче. Суммарная доля Индии и Китая в закупках золота выросла с 25% в начале 1999–х до 50% в 2016 году. Правда, в Индии в конце прошлого года денежная реформа, обмен старых крупных купюр на новые с одновременным ограничением на оплату крупных покупок старыми деньгами, снизила спрос на золото. Но негативный эффект от этой реформы, как ожидают в WGC, будет недолгим. Последний, шестой тренд — открытие новых рынков. Широкое распространение получили биржевые фонды, так называемые ETF, в том числе и ориентированные на вложения в драгметаллы. Наращивают активность инвестиций в золото и пенсионные фонды.
Из 26 аналитиков, опрошенных Bloomberg в конце прошлого года, большинство считали, что в 2017 году цены на золото могут вырасти. Их медианный прогноз на конец года составил $1300 за унцию, максимальный — $1350.
Дилемма Трампа
Однако полного единодушия в оценках перспектив золота, за ценой которого следуют и цены других драгметаллов, разумеется, нет. Так, согласно прогнозу National Australia Bank, цены на золото упадут до $1140 к декабрю 2017 года и до $1060 к концу следующего года из–за ужесточения монетарной политики ФРС США. А в BNP Paribas ожидают, что повышение ставок ФРС приведет к падению цен на золото до $1000 за тройскую унцию. Та же непредсказуемость политики Дональда Трампа, которую в WGC считают одним из драйверов роста золотых цен, может привести и к их падению. Достаточно вспомнить, что ноябрьский обвал драгметаллов стартовал на следующий день после выборов Трампа президентом. Сначала цены на этой новости рванули вверх, но уже через несколько часов начали затяжное падение. К снижению цен на драгметаллы могут привести и валютные войны. Британский фунт подешевел к доллару на 20% в течение нескольких месяцев после референдума по Brexit — выходу Великобритании из ЕС. Подобного эффекта можно ждать и от евро, если изоляционисты будут выигрывать выборы в Европе. А укрепление доллара к мировым валютам обычно ведет к падению цен на сырьевые товары, в том числе металлы.
“
Наиболее значимыми факторами, влияющими на ценообразование драгметаллов, сейчас являются неопределенность в США и политическая ситуация в Европе. Последствия экономических изменений президента США Дональда Трампа сложно просчитываются. Непонятно влияние протекционистских мер на американскую экономику, не ясна валютная политика новой администрации. Отсюда нерешительность ФРС в вопросе повышения ставок. Целевые уровни по золоту на данный момент — в районе $1250–1300 за унцию, перспективная цель — $1500. Остальные металлы будут идти в фарватере золота.
Олег Богданов
главный аналитик "Телетрейд Групп"
“
Фактором поддержки драгметаллов послужит экономическая борьба США с Китаем. Однако есть и негативный фактор для стоимости золота — это три возможных повышения ставок ФРС в 2017 году. В предыдущие 2 года ставки в США повышали в декабре. В текущем году повышение, вероятно, начнется раньше. Поэтому основной рост стоимости золота нас ожидает в первом полугодии текущего года. Отметка $1300 за тройскую унцию станет ближайшей целью, а далее есть вероятность достичь трехлетнего максимума в районе $1380 за унцию. Но во втором полугодии мы ожидаем снижения цен на фоне укрепления доллара в диапазон $1160–1180 за унцию.
Владимир Чернов
ведущий аналитик компании "Аналитика Онлайн"