Как регистрация общепринятых терминов в качестве брендов доходит до филологических диспутов в судах

Регистрацию названия «Капуста» на овощной лавке как товарный знак, скорее всего, никто не допустит, разъясняют эксперты. Зато оно вполне может стать брендом, например, для финансовых услуг.
Автор фото: Интерпресс
Регистрацию названия «Капуста» на овощной лавке как товарный знак, скорее всего, никто не допустит, разъясняют эксперты. Зато оно вполне может стать брендом, например, для финансовых услуг.
Автор фото: Интерпресс

Для использования в названиях ряда товаров и услуг слов, к примеру "мафия", "капуста", "баланс", требуются специальные разрешения. Оспорить их регистрацию в качестве брендов удается крайне редко.

Действующий ГК РФ запрещает использование в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из общепринятых терминов. Но практика остается противоречивой и нередко приводит к филологическим диспутам.

"Мафия" по–русски

Один из споров разгорелся вокруг словесного товарного знака "Мафия", зарегистрированного для оказания услуг общественного питания.
Требуя аннулирования правовой охраны, предпринимательница Ирина Гирса напомнила, что использование такого бренда "может вызвать негативное впечатление у потребителей и должно рассматриваться как обозначение, противоречащее общественным интересам". В обосновании она ссылалась на Уголовный кодекс РФ, заключение лингвистов, известные произведения кинематографа ("Крестный отец" и др.) и даже цитировала послание Владимира Путина. В свою очередь, правообладатель — ООО "Весеннее" — представил результаты социологического опроса, согласно которым 82% потребителей не видят в вывеске ресторана "Мафия" нарушений принципов гуманности и морали.
Коллегия Роспатента пришла к выводу, что само слово "мафия" переводится с сицилийского диалекта как "смелость" и изначально обозначало "тайное общество, ставящее своей задачей охрану низших слоев населения от несправедливости и притеснений". В нашей стране это слово ассоциируется в том числе с азартной ролевой игрой. "Негативное значение тайной организации однозначно соединено по смыслу с Сицилией и будет восприниматься средним российским потребителем именно в связи с данным островом". Поэтому 19 января Палата по патентным спорам отклонила требования Ирины Гирсы.
Схожий филологический спор разгорелся в деле о товарном знаке "Капуста", зарегистрированном для оказания финансовых, юридических и ряда иных услуг, далеких от овощеводства и огородничества. Истец настаивал, что в жаргонном значении такой бренд обозначает деньги. Суд по интеллектуальным правам (СИП) не согласился с таким доводом, признав обозначение фантазийным (выдуманным): "В целях ассоциации его непосредственно с жаргонным значением "деньги, финансы" от потребителя требуется дополнительное рассуждение и домысливание", — заключил суд. 30 января постановление СИП вступило в законную силу.

Патентная клюква

Два противоречивых решения были приняты в отношении бренда "Лесные ягоды", зарегистрированного московской кондитерской фабрикой "Рот Фронт". Отклоняя иск об аннулировании правовой охраны, суд указал, что перечень относящихся к категории "лесных" ягод в науке отсутствует, равно как не доказано наличие у них общих вкусовых и обонятельных свойств.
Вместе с тем арбитраж отклонил иск правообладателя к производителю рулетов и печенья "Лесная ягода", признав обозначение описательным и не обладающим различительной способностью. Роспатент отказал в регистрации слова BITCOIN, расценив это слово как используемый в финансовой деятельности термин.
Тогда как банк "Русский стандарт" успешно получил свидетельство на товарный знак "Подарочная карта". Против такой регистрации выступили ассоциация "Национальный платежный совет", торговая сеть "ИКЕЯ", платежная сеть "Золотая корона", кредитная организация "Платежный центр" и даже Банк России. Согласно заключению Федеральной антимонопольной службы, регистрация спорного товарного знака "носит антиконкурентный характер и нарушает правомерные интересы третьих лиц, ведет к ущемлению интересов плательщиков и иных потребителей платежных услуг, снижению доступности услуг населению и другим негативным последствиям".
Доказывая фантазийный характер обозначения "подарочная карта", представители "Русского стандарта" уверяли, что оно не закреплено в специальных терминологических и лексических словарях русского языка. Но СИП отклонил такие аргументы, так как общеизвестность термина подтверждалась маркетинговыми исследованиями и проведенными ВЦИОМ опросами. "Спорное обозначение относится к такой области деятельности, где происходит интенсивное обновление словарного состава и образование новой лексики, не всегда получающей своевременную словарную фиксацию", — заключил СИП.

Знаковый бэби–бум

Пассивная политика Роспатента стимулирует появление так называемых троллей — компаний, которые пытаются "застолбить" права на свободные товарные знаки с целью последующего получения соответствующего вознаграждения за их использование. Например, еще в середине 1990–х было зарегистрировано обозначение "Интернет", но его удалось аннулировать.
А малоизвестное ЗАО "Информика" получило свидетельства и выставило на продажу более 100 брендов, в том числе Webmaster, "Экстаз", "Грош", "Полтинник" и "Четвертак", "Баланс", "Путина", "Сержант" и "Старшина", "Страх" и "Ужас", "Заповедь", "Бэби–бум" и другие. Попытка оспорить регистрацию некоторых знаков (в частности, Webmaster) не увенчалась успехом, иные были успешно проданы, оставшиеся остались невостребованными.
Эксперты оценивают ситуацию достаточно сдержанно.
"Сами по себе нарицательные обозначения (например, "лето", "отпуск"), определяющие однородные предметы или понятия, могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, и это достаточно распространенная практика, — говорит Дарья Сергеева, старший юрист практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". — Но в отличие от уникальных названий регистрация нарицательного обозначения в качестве товарного знака не будет являться 100%–ной гарантией, что у правообладателя будет эксклюзив на общеупотребительное слово".
По мнению советника юридической компании Dentons Татьяны Никифоровой, в регистрации имен нарицательных в качестве товарных знаков нет ничего удивительного: "Важно, чтобы такое обозначение не являлось описательным для той группы товаров, которую оно призвано идентифицировать. Например, скорее всего, откажут в регистрации слова "фрукты" для обозначения фруктов и овощей, поскольку оно является именем нарицательным и непосредственно характеризует эти товары. Тогда как не будет проблем, если заявитель захочет получить свидетельство на марку "фрукты" для пылесосов, телефонов, велосипедов или многих других товаров".