23:4224 ноября 201623:42
269просмотров
23:4224 ноября 2016
Относительная стабилизация курса рубля на фоне роста цен на нефть, постепенное снижение ключевой ставки и начало восстановления спроса на кредиты позволяют оценивать ситуацию в банковском секторе в 2016 году как более благоприятную по сравнению с прошлым годом. Чистая прибыль банков за 9 месяцев выросла до 635 млрд рублей, что в 5 раз превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Однако банкиры не решаются оценивать, нашел ли банковский рынок свое «дно»: ситуация остается крайне нестабильной.
Дальнейшее развитие событий на рынке будет определяться состоянием экономики в целом. «Можно констатировать, что ВВП перестал падать, инфляция стабилизировалась. Достигнуто зыбкое равновесие, которое в любой момент может быть нарушено существенным изменением цены на нефть, — оценивает президент банка «МБСП» Сергей Бажанов. — Безусловно, в 2016 году ситуация в банковском секторе гораздо лучше, чем годом ранее. Ликвидности стало больше. Многие банкиры вздохнули с облегчением. В то же время возросло расслоение между крупными банками и «остальными», так как ликвидность в большей степени достается топ–100. У многих небольших банков сохранился дефицит ресурсов, и при любом дуновении холодного ветра нестабильности начинается листопад банковских лицензий».
Несмотря на высокую степень неопределенности в экономике, банковский сектор демонстрирует устойчивость, полагает заместитель руководителя Северо–Западного регионального центра — вице–президент банка ВТБ Руслан Еременко. «В целом можно говорить о том, что до конца 2016 года при сохранении основных рыночных трендов у нас есть все возможности для удержания существующих позиций и умеренного роста кредитования в некоторых сегментах», — комментирует он.
Самый тяжелый период для банков уже пройден, добавила старший вице–президент — управляющий Санкт–Петербургским филиалом ПАО «Промсвязьбанк» Татьяна Крылова. «Наиболее сложным для сектора было начало текущего года, когда котировки нефти и других сырьевых товаров падали до многолетних минимумов, это предполагало риски дальнейшего ухудшения в российской экономике и в банковском секторе, однако быстрое восстановление цен обеспечило улучшение деловых настроений», — отметила она.
Переформатирование розницы
В прошлом году спрос на кредиты упал из–за взлетевших ставок, банки, в свою очередь, ужесточили требования к потенциальным заемщикам, чтобы остановить рост просрочки. В 2016 году ситуация стабилизируется: ставки снижаются, а долговая нагрузка петербуржцев пошла на спад. Средний долг на одного заемщика по Петербургу и Ленобласти за последний год снизился на 5%, с 247 тыс. до 233,5 тыс. рублей, подсчитали в Объединенном кредитном бюро (ОКБ).
Несмотря на положительные тенденции, большинство банков в 2016 году придерживаются консервативной кредитной политики: сокращают долю более рискованных — не обеспеченных залогом — потребительских кредитов и наращивают долю залоговых кредитов.
Среди залоговых кредитов главным драйвером восстановления рынка стала ипотека. Согласно статистике Центробанка РФ, объем выданных ипотечных кредитов в Петербурге за год вырос на 45%, до 57,3 млрд рублей на 1 августа 2016 года. Сохранение спроса на ипотеку на фоне падения доходов населения объясняется в том числе снижением ставок: в Петербурге средневзвешенная ставка по ипотеке опустилась с 13,72% в начале года до 11,71%. Большую поддержку восстановлению ипотечного кредитования оказала программа субсидирования ставок по ипотеке: по данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в рамках этой программы в 2016 году в России выдается каждый третий ипотечный кредит, а в отдельных регионах, в том числе в Петербурге, — каждый второй.
Автокредитование, несмотря на аналогичную программу господдержки, в отличие от ипотеки, остается в аутсайдерах, так как сильно коррелируется с динамикой продаж новых автомобилей. По прогнозам банкиров, по итогам года рынок автокредитования упадет еще на 15–20%, но в 2017 году не исключен рост за счет эффекта низкой базы. Тем не менее автокредитование остается интересным для банков в том числе благодаря развороту в сторону подержанных авто. Рынок машин с пробегом растет последние 2 месяца, около четверти подержанных авто продается в кредит, поэтому банкиры видят высокий потенциал этого направления, готовы открывать и развивать соответствующие программы.
«На фоне восстановления розничного кредитования происходит заметное переформатирование рынка. Меняются позиции игроков и приоритетные продукты. Например, на рынке автокредитования мы видим новые точки роста в сегменте автомобилей с пробегом. В розничном кредитовании все более активными становятся банки второй очереди», — обобщает заместитель председателя правления банка «Александровский» Александр Тютюнник.
Заметный рост в рознице показывает беззалоговое потребительское кредитование, но темпы в этом сегменте выглядят внушительными из–за низкой базы прошлого года. «Драйверами роста в беззалоговом кредитовании остаются кредитные карты и кредиты наличными. При этом динамика восстановления розничного кредитования годами пока все–таки отстает в сравнении с 2008–2010 годами, — отмечает дивизиональный директор блока «Розничный бизнес» Альфа–Банка Олег Прокаев. — Тогда на восстановление рынка потребовалось 1,5 года, и к октябрю 2010 года рынок вернулся к показателям середины 2008 года. Сейчас же ситуация иная: спад рынка был более плавным, и его полного восстановления пока не произошло. Рынок все еще на 5% ниже, чем в сентябре 2014 года».
Несмотря на то что темпы восстановления могли бы быть выше, за счет роста розничных кредитных портфелей банкам в Петербурге удалось избежать роста просроченной задолженности. Объем розничных кредитных портфелей банков в Петербурге на 1 июля этого года вырос на 15%, до 195,4 млрд рублей. По данным на ту же дату петербуржцы задолжали банкам по розничным кредитам 35,5 млрд рублей, и, хотя за год объем просроченной задолженности вырос с 29,8 млрд рублей, доля просроченных кредитов в портфелях сократилась с 21 до 18%.
«По итогам 2015 года доля доходов, которую граждане страны тратили на обслуживание своих банковских кредитов, снизилась с 19 до 15,6%. Да и пик выхода розничных кредитов на просрочку мы, судя по всему, уже миновали. До сих пор восходящий тренд по увеличению доли просрочки сломлен», — уверен старший вице–президент, управляющий филиалом ВТБ24 в Санкт–Петербурге Михаил Иоффе.
Избирательный подход
В то же время пророченная задолженность в корпоративном кредитовании пока оставляет желать лучшего, особенно в сегменте малого бизнеса. Просроченные долги малого и среднего бизнеса по кредитам в Петербурге за первое полугодие выросли в 1,5 раза, до 44,6 млрд рублей, свидетельствует статистика Центробанка РФ. В целом задолженность по кредитам, предоставленным малому и среднему бизнесу, остается на стабильном уровне — около 262,9 млрд рублей. Объем корпоративных кредитов в городе также не сильно меняется: на 1 июля 2016 года он составил 1,03 трлн рублей против 998 млрд рублей на аналогичную дату прошлого года.
«Главным вызовом для нас стало сохранение кредитного портфеля на уровне прошлых лет. Клиенты стали тщательно взвешивать собственные риски, пересматривать инвестиционные проекты и планы», — говорит председатель Северо–Западного банка Сбербанка Дмитрий Курдюков. — Переломный момент корпоративный бизнес прошел в середине 2015 года. Бизнес увидел перспективы, в результате наметился устойчивый рост на заемные средства. Особенно это отразилось в производствах в части импортозамещения, сельском хозяйстве, транспорте, торговле».
В целом в корпоративном бизнесе, как и в рознице, банки придерживаются консервативных стратегий и рассчитывают на рост спроса. «Мы кредитуем свою традиционную клиентуру в строительстве, энергетике, транспорте и пищевой промышленности. Это «вечные» отрасли, их продукция будет востребована при любой конъюнктуре. Рост нашего кредитного портфеля объясняется во многом тем, что у клиентов после двухлетнего перерыва возобновилась потребность в кредитовании», — комментирует Сергей Бажанов.
«Оптимистичные тренды можно отметить в бизнесе компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, на фармацевтическом рынке, в аграрном секторе, IT–отрасли. Уверенно себя чувствуют крупные жилищные застройщики, работающие с привлечением средств ипотечного кредитования с господдержкой. Однако, например, снижение реальных доходов и сокращение потребительского спроса увеличивают риски кредитования компаний, чьи продукция и услуги ориентированы на население», — отметил Руслан Еременко.
В 2017 году банкиры прогнозируют дальнейшее снижение ставок и восстановление спроса на кредиты. Драйверами роста в рознице останутся, как и в 2013 и в 2014 годах, ипотека и кредиты наличными. Также банкиры рассчитывают на дальнейший рост спроса на программы рефинансирования, которые дают возможность клиентам снизить ставки по кредитам, взятым в период высоких ставок. Для банков в условиях дефицита платежеспособных заемщиков рефинансирование становится отличной возможностью привлечь в банк клиентов с хорошей кредитной историей. Высоко оценивается потенциал в спросе на страховые программы, а также на транзакционные продукты в корпоративном бизнесе.
Развивать бизнес на фоне восстановления спроса на рынке суждено не всем: согласно большинству прогнозов, активная «расчистка» банковского рынка в 2017 году продолжится. С начала года Центробанк отозвал более 80 банковских лицензий. Этот показатель по итогам 2016 года, судя по всему, приблизится к прошлогоднему: в 2015 году регулятор лишил лицензий 93 кредитные организации. С начала года лицензий лишились шесть петербургских банков. Большинство из них были основаны еще в 1990–х и довольно благополучно пережили прошлый кризис. На фоне «расчистки» сохраняется высокая фрагментированность отрасли. Топ–50 банков сейчас консолидируют 88% активов всей банковской системы, а на 550 банков приходится всего 12% активов. В 2017 году консолидация банковского сектора продолжится.