23:4724 ноября 201623:47
205просмотров
23:4724 ноября 2016
Объем производства строительных материалов, как это ни банально, больше всего зависит от темпов строительства, в первую очередь жилищного как наиболее массового. А главным трендом на рынке жилья Петербурга в 2015 году стало резкое, почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, снижение объема продаж и, как следствие, спад активности застройщиков. Они вывели на рынок на 15% меньше площадей, чем годом ранее. Многие компании даже начали снижать темпы строительства и откладывать сроки ввода домов по уже реализуемым проектам, несмотря на грозящие штрафы.
Все это, разумеется, отразилось на рынке строительных материалов, который переживает тяжелые времена. «Главная тенденция 2015 года — это сохранение прошлогоднего тренда на сокращение объемов производства большинства видов строительных материалов», — говорит гендиректор консалтингового агентства «Решение» Александр Батушанский. Это подтверждает и отчетность лидеров рейтинга: у «Группы ЛСР» выручка за год сократилась на 23% (в самой компании это объясняют тем, что в конце 2014 года продали «Евроцементу» цементный завод в Сланцах, который за год до этого обеспечил ей почти 20% в совокупном показателе выручки), у «Тиккурилы» — на 4%. Из рейтинга ушло ПО «Ленстройматериалы», которое в прошлом году занимало третье место — цифры в отчетности компании оказались значительно ниже прошлогодних. Кроме того, по рынку ходит информация о том, что главный производственный актив холдинга — завод ГССК — выставлен на продажу. В самой компании эту информацию не подтверждают.
Веерные поломки
Хуже всего в 2015 году пришлось производителям бетона. Это очень конкурентный рынок. По данным «Решения», в городе работает не менее 160 бетонных узлов от 90 компаний. Проектные мощности местных заводов в 6 раз превышают реальные потребности рынка. На начало 2015 года объем производства бетона в регионе составлял 6,1 млн м3 (около 20 млрд рублей). Но за год рынок сократился на 35%. Многие производители обанкротились. Было несколько сделок по слиянию. В частности, усилила позиции ГК «Монолит», которая купила бетонные активы «Ленстройдетали» и вплотную приблизилась по мощностям к лидеру сегмента — «Группе ЛСР». А сам лидер так и не смог продать свои бетонные заводы компании «Титан», поскольку покупателю не удалось получить банковский кредит.
Цены на бетон весь год падали — производители конкурировали рублем. А некоторые, не выдерживая напряжения, стали снижать качество продукции.
Значительно сократилось и потребление цемента — основного материала для производства бетона. За 2015 год спрос на него снизился на 22%. Но цены на цемент не падали, что добавляло нервозности бетонщикам. А в текущем году нервозность переросла в настоящую истерику, когда летом из–за веерных поломок оборудования на цементных заводах региона выпуск материала в разгар строительного сезона сократился на 40%. Бетонщики бегали по рынку в поисках цемента и переплачивали перекупщикам по 20–40% за тонну. Но и это не спасало — элеваторы были пусты. Заполнить их импортным цементом также не удавалось. В начале 2016 года вступил в силу новый закон об обязательной сертификации цемента, который буквально парализовал импорт материала в Россию. Закон этот, кстати, пролоббировали отечественные производители, объединенные в НО «Союзцемент», во главе с холдингом «Евроцемент груп», который контролирует 64% цементного производства в стране. Производители бетона уверены, что коллапс на рынке цемента — часть продуманной игры монополиста, который искусственно сократил производство материала и получил формальный повод взвинтить цены. Но в самом «Евроцементе» эти обвинения опровергают. Сейчас в деле о блокаде импортного цемента разбираются антимонопольные органы. А бетонщики в этом году впервые за 5 лет повысили цены на продукцию (на 1–2%), заявив, что сокращать издержки больше не могут.
Упало в 2015 году и потребление инертных материалов. Например, рынок щебня сократился на 20–30%, до 12–13 млн м3, песка — на 15%. Это было связано с падением объемов потребления бетона и железобетона в строительстве. Кроме того, в прошлом году завершилась реализация знаковых инфраструктурных объектов (КАД, ЗСД), которые удерживали спрос на щебень на высоком уровне. Но, по словам Александра Батушанского, в этом году спрос на инертные материалы выравнивается. Его поддержали новые крупные дорожные стройки, прежде всего отрезок скоростной трассы между Москвой и Петербургом.
Ждем выравнивания
Производство кирпича за 2015 год сократилось на 10%. С рынка ушло, не выдержав конкуренции и ужесточения законодательства по перевозкам, предприятие «Петрокерамика» Загита Багаутдинова, которое до недавнего времени занимало 18% рынка. В этом году, по прогнозу, региональный рынок кирпича сократится еще на 20%.
Потребление газобетона также снизилось на 15%, до 1,1 млн м3. Главной причиной сокращения стало замедление темпов высотного и особенно малоэтажного строительства, поскольку основным потребителем газобетона является частный сектор. «Но по итогам первого полугодия 2016 года динамика падения рынка газобетона лучше, чем в прошлом году, и ситуация больше напоминает рецессию. Мы ждем выравнивания ситуации на рынке к концу года», — говорит гендиректор «Н+Н» Нина Авдюшина. Но эксперты считают, что в этом сегменте зреет передел. Иски о банкротстве получил один из ведущих игроков сегмента — компания «Стройкомплект». А лидер рынка «Группа ЛСР» готовится вывести производство газобетона с Октябрьской наб. и ведет переговоры о покупке под эти цели площадки конкурента — «КЖБИ–211» в Сертолово. Эти события значительно изменят расстановку сил на рынке, который, по прогнозу, в этом году упадет еще на 20–25%. «Несмотря на непростую экономическую ситуацию, участники рынка ведут плановую работу и сохраняют активный рабочий настрой», — говорит Нина Авдюшина.
Увереннее других чувствуют себя производители полносборного железобетона. Но пока доля панельных домов в общем объеме новостроек Петербурга — около 20% (для сравнения: в Финляндии — 90%). Правда, в кризис многие крупные застройщики обратили внимание на эту технологию, которая позволяет экономить время и деньги. Но у многих застройщиков есть свои ДСК. Так что конкуренция между заводами, которые работают на рынок, обострилась до предела. «В целом сегмент перспективный. В этом году его ждет спад всего на 3–5% при общем провале стройматериалов 20–30%», — говорит Александр Батушанский. «Панельные технологии позволяют строить каркас здания в 2 раза быстрее и при любой погоде. Интерес лидеров рынка к этой технологии растет. Тем более что цены на продукцию снизились на 20%», — отмечает Вячеслав Засухин из «ФиннПанель». Некоторые предприятия, по его словам, даже выиграли от девальвации. «Мы, например, начали экспорт продукции в Финляндию и Швецию. Но справедливости ради надо сказать, что это пока единственный такой пример в сегменте», — говорит Вячеслав Засухин. По его словам, позитив кризиса в том, что он убрал с рынка нежизнеспособные предприятия и продукты. «Сейчас пойдет медленное восстановление, в основном за счет роста спроса на внутреннем рынке. Но в большем выигрыше будут строительные технологии, ориентированные на быстровозводимые процессы строительства жилья», — уверен Вячеслав Засухин.
Но не все эксперты так оптимистичны. Александр Батушанский говорит, что позитивных изменений на рынке стройматериалов пока не видит. «Но наблюдаются первые ласточки будущих изменений. На ряде рынков у заметных игроков возникли сложности. Их позиции ослабли, а их место заняли существующие игроки. Можно ожидать, что в будущем эта ситуация обострится и мы будем наблюдать банкротства в разных сегментах. Но роста рынка строительных материалов в следующем году не будет. Конкуренция будет обостряться», — заключил он.