За что ругают выставку Яна Фабра и сотрудников Эрмитажа

Автор фото: Интерпресс

Петербуржцы и те, кто не доехал до Эрмитажа, критикуют выставленные там работы Яна Фабра, обвиняя художника в пропаганде живодерства, и требуют закрытия выставки. Очевидно, вспомнив историю с Центром фотографии братьев Люмьер, многие решили, что субъективного взгляда достаточно для того, чтобы что-либо было признано достойным закрытия или уничтожения.

Вот уже несколько дней в соцсетях распространяется хештег #позорэрмитажу, связанный с выставкой бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния – воин красоты". За несколько дней в одном только Instagram появилось более 9 тыс. постов от недовольных деятельностью музея и работами бельгийца. Авторы записей, обозначенных этим хештегом, возмущаются жестокостью художника, обвиняют его и организаторов выставки в пропаганде живодерства, а заодно не очень в цензурной форме интересуются состоянием сознания генерального директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.
В Эрмитаже на критику уже ответили, доходчиво объяснив посетителям и тем, кто умудрился сформировать свое отношение к выставке, даже не посетив ее, что ничего общего с жестокостью выставка не имеет, животных ради нее никто не убивал, а художник, напротив, поднял вопросы защиты питомцев.
Но активистов то ли ответ не устроил, то ли они его не прочитали. Хештег продолжил распространяться, а к нему добавились обвинения в бессмысленном и жестоком пиаре и требования отставки Михаила Пиотровского. Не обошлось и без петиции, ее авторы описали выставку словами "смерть и горе в оправе из глумления и гламура" и пожаловались на то, что она может оказать крайне негативное влияние на маленьких детей, очевидно упустив тот факт, что лицам младше 16 посещать выставку не рекомендуют.
В Министерстве культуры, куда и хотели отправить петицию, уже даже успели ответить обеспокоенным правами животных. В ведомстве объяснили, что Эрмитаж может самостоятельно определять приоритеты выставочной деятельности, и напомнили об успешно проведенных выставках произведений Серова, Айвазовского, Рафаэля и других известных художников.

Не смотрел, но осуждаю

Интересно, что среди критикующих выставку оказались и те, кто очевидно так до нее и не дошел. Кто-то рассудил о содержании работ по предыдущей публикации с хештегом, позорящим Эрмитаж, кому-то оказалось достаточно одной картинки, блуждающей по социальным сетям. Одни написали: "Пожалуйста, сделайте репост", – другие репост сделали, не успев дать свою оценку происходящему. Многие, очевидно, восприняли распространение хештега как какой-то флешмоб, что-то вроде #icebucketchallenge. Между тем работы Фабра – это не только подвешенные чучела домашних животных. Среди произведений, например, рисунки, созданные при помощи шариковой ручки, скульптуры и картины из панцирей жуков, которые напоминают голограммы.
В Петербурге не первый раз возникает ажиотаж вокруг выставки, главными экспонатами которой становятся чучела животных. В 2013 году в городе разгорелся скандал, когда в город привезли арт-объект, известный интернет-пользователям как "упоротый лис". Тогда художницу-таксидермиста, в результате ошибки которой на свет появилось странное чучело, ставшее звездой Интернета, тоже обвиняли в жестокости и даже рассказывали о чудовищных экспериментах над живыми существами, которые та якобы проводит в своей квартире. Выставку то ругали, то хвалили, а ее открытие началось с одиночных пикетов возмущенных "Коммунистов Петербурга". Художница в очередной раз повторяла, что ни над кем она не издевалась, напоминала, что ее любовь к животным велика настолько, что она даже не ест мясо, и не уставала удивляться ажиотажу вокруг чучела-ошибки. Художницу поразило, что на открытие выставки пришли сотни журналистов, хотя, признавалась Адель Морзе, она ожидала человек двадцать.

Граффити закрасить, выставки запретить

Другой скандал с участием тех, кто не оценил художественный замысел людей творческих, развернулся совсем недавно в Москве. Тогда защищали не животных, а детей. В работах Джока Стерджеса активисты усмотрели пропаганду педофилии и начали бороться с ней любыми возможными способами, например обливая фотографии мочой. Центр фотографии братьев Люмьер, где проходила выставка, не выдержал напора недовольных и объявил о преждевременном закрытии выставки, создав достаточно опасный прецедент. Менее резонансная, но не менее знаковая история произошла и в Петербурге, когда из-за жалобы одного человека закрасили два известных граффити с изображением Павла Дурова и прапорщика Задова, которые у большинства жителей не вызывали негативных эмоций. Автор обращений, ставших причиной уничтожения граффити, объяснил, что работы просто не понравились ему с художественной точки зрения.
Есть у  этих историй общие черты и с более ранними событиями, не имеющими отношения к искусству. Более года назад пользователи соцсетей обрушились с критикой на тех, кто в день трагедии над Синаем отправился праздновать Хеллоуин. Обличали последних с таким неистовством, что временами доходили до пожеланий страшных бед и чуть ли не смерти. Чуть позже, вооружившись хештегом #неедувтурцию, виртуально линчевали и всех, кто имеет хоть малейшее отношение к этой стране, включая тех, кто, несмотря на сложившуюся ситуацию, все же подумывал отдохнуть там. Но тогда, очевидно, россияне лишь оттачивали искусство порицания и осуждения. Теперь, когда все инструменты освоены, пришла пора пустить их в ход. После событий в Центре братьев Люмьер оказалось, что субъективного взгляда нескольких возмущенных активистов достаточно для того, чтобы что-либо было признано достойным закрытия или уничтожения.

Без мяса и искусства

При этом в аргументах критикующих выставку можно найти и здравый смысл. Да, вопрос о том, этично ли выставлять напоказ чучела погибших животных, может быть поднят, но тогда вместе с ним необходимо обсуждать, возможно ли демонстрировать те же чучела, к примеру, в зоологических музеях. А там уже подтянутся и более радикальные защитники животных, которые напомнят о том, что носить шубы и есть мясо тоже неприемлемо. Кстати, последние уже критиковали авторов хештега #позорэрмитажу за двойные стандарты. Найти логику можно и в заявлениях, будто чучела мертвых животных могут навести людей на мысль о том, что живодерство – это норма. Но тогда опять же придется обсуждать, не подталкивают ли картины с мертвыми людьми к убийству, а там уже можно договориться и до того, что работы Микеланджело, Кранахов и многих других стоит убрать из музеев, чтобы они никого, чего доброго, не натолкнули на неверные мысли. Но пускаться в такие дискуссии пока никто не намерен. Все, кто посчитал себя оскорбленным, пока лишь осуждают тех, чья деятельность им не угодила, требуют отставок и закрытий. А между тем проще способа избавить себя от негативных эмоций, чем не идти на непонравившуюся выставку, пока никто не придумал.