Аудиторы обнаружили, что "Балтстрой" не сделал в Эрмитаже гидроизоляцию и поставил здание под угрозу

Автор фото: Петр Ковалев

Громкая история с арестом миллиардера Дмитрия Михальченко рикошетом ударила по Эрмитажу. Счетная палата обнаружила нарушения на сотни миллионов рублей в реставрационных работах "Балтстроя". Впрочем, вряд ли Михаилу Пиотровскому это чем-то грозит.

Счетная палата проверила работы "Балтстроя" в Эрмитаже и обнаружила подряды с завышенной стоимостью, а также отсутствие гидроизоляции. Последнее представляет серьезную угрозу для всех работ по реставрации, которые обошлись в 2,7 млрд рублей.
В Эрмитаже не смогли оперативно прокомментировать выводы Счетной палаты и сказали, что эту тему станут комментировать только по официальному запросу.
Между тем Счетная палата сообщает, что заказчик, то есть Эрмитаж, разрешил "Балтстрою" заменить часть материалов на более дорогие. В результате стоимость работ увеличилась на 140 млн рублей. При этом с Минкультом это решение в Эрмитаже не согласовывали.
Также стоимость работ завышали и с помощью других приемов, говорится в отчете Счетной палаты. Например, применялся коэффициент накладных расходов (это амортизация, оплата сотрудников, расходы на бумагу и тому подобные траты, которые складывают по специальной формуле), хотя такой коэффициент уже не применяется при расчетах цены контракта. Кроме того, аудиторы обнаружили типичное для госзаказчиков нарушение: после разрыва контракта в течение пары месяцев заключался новый на те же работы, но по более высокой цене.
Но самое критичное нарушение — это отсутствие гидроизоляции, которую должен был подготовить "Балтстрой". "В результате на объекте сохранилось намокание стен от грунтовых вод, что несет риск утраты здания, на реконструкцию которого затрачено более 2,7 млрд рублей", — поясняют в Счетной палате.
"Балтстрой" реставрировал Запасный дом Зимнего дворца (дом 30 по Дворцовой набережной, где расположен лабораторно-хранительский и административный корпус Эрмитажа) в конце 2012 года. Подрядчик работал по двум крупным контрактам на 1,2 млрд и на 1,1 млрд рублей. Ранее эти работы уже, по сообщениям СМИ, фигурировали в уголовном деле после Минкульта. Среди нарушений упоминался и тот факт, что подрядчик начал реставрацию еще до проведения конкурса и заключения контракта. Такие случаи нередко встречаются в госзакупках в Петербурге, но на них зачастую просто закрывают глаза.
Кроме того, Счетная палата замечает, что часть имущества и экспонатов музей вообще не зарегистрировал. Среди них 6 тыс. музейных предметов (всего из 3 млн штук), 565 пополнений коллекции и не оформленная аренда. Выводы Счетной палаты направлены в Прокуратуру и Федеральное собрание.
В 2015 году Эрмитаж израсходовал 4,2 млрд рублей из федерального бюджета, что составляет 100% финансирования, но закончил год с дебиторской задолженностью 2,2 млрд рублей (по подсчетам Счетной платы).
Впрочем, вряд ли это грозит чем-то руководителю Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Ранее пресс-служба Эрмитажа уже заявляла, что первый из договоров "Балтстроя" на работы в Запасном доме полностью исполнен, работы приняты в полном соответствии с законодательством. Второй договор действует до сих пор, но работы по нему тоже полностью выполнены, и сейчас идет тестирование систем охранной и пожарной безопасности. Ни о каких претензиях к заказчику Эрмитаж не говорил.
Счетная палата не впервые находит нарушения в работах "Балтстроя" в Петербурге за федеральный бюджет. Так, ранее аудиторы сообщали о результатах проверки Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации (ФГКУ "СЗД"). В этой истории также фигурировал "Балтстрой" и связанные с ним компании, которые реставрировали Консерваторию и другие исторические здания. "ДП" подробно писал об этом.
В результате Дирекция сообщила, что учтет все замечания и исправит их. Счетная палата направила жалобы в прокуратуру и другие ведомства, но грозит это, видимо, наказанием только "Балтстрою".