Малым банкам трудно выжить поодиночке

Автор фото: Коньков Сергей

Глава временной администрации в Балтинвестбанке Константин Яковлев, которого называют главным претендентом на должность главы правления этого банка, поговорил с «ДП» о ходе санации, которая стала одной из самых обсуждаемых, конфликте с банком «Санкт-Петербург» и о том, какие банки выживут после кризиса.

Какими мотивами руководствовался Абсолют банк , когда принял решение участвовать в конкурсе на санацию Балтинвестбанка? Чем именно привлек петербургский рынок?
— Северо-западный регион и Петербург в частности чужим для нас не был никогда, вспомнить хотя бы санацию другого питерского банка — «КИТ Финанс», проводила ее как раз команда менеджеров, многие из которых работают сегодня в Абсолют банке.
Но так сложилось, что в Петербурге Абсолют банк до сих пор был представлен недостаточно широко, хотя потенциал этого региона и руководство банка, и его акционеры всегда оценивали высоко, поэтому стремились усилить свое присутствие здесь, понимая специфику бизнеса.
Обсуждали различные варианты: развитие собственных офисов под брендом «Абсолют», покупку петербургского банка или участие в оздоровлении. Присматривались сначала к «Советскому», даже рассматривали возможность участия в конкурсах на его санацию.
Но после того, как появилась информация о Балтинвестбанке, решили обратить внимание на него как на более крупный актив, соответствующий нашим планам по развитию. В декабре 2015 года, как известно, Агенство по страхованию вкладов (АСВ) выбрало Абсолют банк в качестве санатора Балтинвестбанка.
На каком этапе находится сейчас санация? Удалось ли уже выявить ключевые проблемы и составить план финансового оздоровления Балтинвестбанка?
— План его финансового оздоровления мы должны составить до 1 мая, на сегодняшний день он в процессе подготовки. С конца прошлого года, когда в банк вошла временная администрация, мы занимаемся подробным аудитом банка, выявляем проблемы, которые связаны с имеющимися активами, и пытаемся с ними разбираться. Это нормальный рабочий процесс, хотя и не самый простой.  
На оздоровление АСВ дало нам срок 10 лет. Но, конечно, мы рассчитываем, что справимся раньше. Часть активов уже начинает взыскиваться через суд или в досудебном порядке.
Когда Абсолют банк планирует войти в капитал Балтинвестбанка? Планируется ли в ближайшей перспективе присоединение к первому банку второго?
— Предполагается, что до конца мая Абсолют банк должен стать акционером Балтинвестбанка. Но в ближайшее время присоединять его к Абсолют банку мы не собираемся, банки будут работать отдельно. Это решение в том числе связано с нормативными требованиями Банка России.
Как вы распределите сегменты бизнеса между Балтинвестбанком и Абсолют банком, если не планируете их пока объединять?
— Полностью в корпоративное направление в Балтинвестбанке мы точно не уйдем: в этом сегменте достаточно сильным игроком остается Абсолют банк. Все более-менее крупные корпоративные заявки поступают в Абсолют банк.
А вот кредитование малого и среднего бизнеса в Балтинвестбанке будем развивать, но при этом основной фокус сделаем на развитии розницы.
То есть Балтинвестбанк будет работать только с розницей, а Абсолют банк сосредоточится на корпоративном бизнесе?
— Нет, это будет некий микс. Мы хотим создавать универсальный банк, а не монобанки, которые в кризис, скорее всего, могут оказаться нежизнеспособными.
Какие решения приняты по сети отделений?
— На сегодня мы провели довольно серьезную работу по оптимизации своих расходов по сети, в первую очередь это связано с уменьшением арендной платы, а не с сокращением персонала. Там, где по аренде есть разумные компромиссы, Балтинвестбанк остается, а где есть какие-то сложности, мы планируем переезжать и в отдельных случаях, когда офисы нерентабельны, закрываем их.
В конце апреля будет утвержден график переформатирования офисной сети Балтинвестбанка. Аудит, который проходил с начала года, завершен. И принято решение по дальнейшей работе сети Балтинвестбанка. Как мы и говорили, для нас сеть Балтинвестбанка в Петербурге является одним из ключевых его преимуществ. Этим и объясняется тот факт, что сокращения фактически не коснутся сети в этом регионе за исключением одного или двух нерентабельных офисов.
Задача переформатирования сети заключалась в сокращении неэффективных, то есть нерентабельных точек, которые в силу разных причин не приносят прибыль. В том числе из-за месторасположения офисов. По этой причине будут закрыты четыре дополнительных офиса в Самаре. В Перми и Уфе два операционных офиса будут закрыты, поскольку в этих регионах есть эффективно работающие точки Абсолют банка. Из-за низкой рентабельности сокращаются офисы во Владимире и Брянске. Всего по результатам аудита будут сокращены восемь точек, что не так много.
При этом не исключено, что в ряде регионов присутствия Балтинвестбанка будут открываться новые точки сети, но уже с более удобной и выигрышной дислокацией.
Какой процент персонала сокращаете?
— На начало апреля порядка 10% персонала мы уже сократили. Примерно еще 10% мы планируем сократить до конца года. Санация всегда связана с оптимизацией расходов и выходом на рентабельный, а не убыточный бизнес, мы же стремимся к эффективности в конечном итоге.
Прежние топ-менеджеры будут принимать участие в управлении Балтинвестбанком?
— Если говорить о фактической стороне дела, то функции и акционера, и совета директоров, и единоличного исполнительного органа на данный момент выполняет АСВ. Люди, которые управляли банком раньше, до момента санации, сейчас фактически отстранены от управления, все их задачи выполняет Агентство по страхованию вкладов. После вхождения Абсолют банка в капитал будет избран новый совет директоров и правление.
Останутся ли прежние руководители филиалов Балтинвестбанка там, где уже есть точки Абсолют банка? 
— На ключевые посты в филиалах мы выбираем наиболее сильных людей из двух команд — «Абсолюта» и «Балтинвеста», чтобы поручить руководство над представительствами обоих банков в каждом из регионов, где есть пересечения бизнеса этих банков. Так, Елена Кондратюк, которая руководит петербургским филиалом Абсолют банка, будет координировать еще и представительства Балтинвестбанка в Петербурге. В Самаре единое управление  возложено на Олега Кулешова, руководителя самарского филиала Абсолют банка. В Екатеринбурге получилась обратная ситуация: руководитель из Балтинвестбанка, Людмила Мезенцева, в скором времени будет координировать и филиал Абсолют банка на Урале.
Хотелось бы услышать вашу позицию по поводу истории с банком « Санкт-Петербург ». В марте суд отказал в аресте акций Балтинвестбанка по иску «Санкт-Петербурга». Но «Санкт-Петербург» настаивает, чтобы его интересы как кредитора были учтены. У бывших акционеров были акции в залоге по кредитам в «Санкт- Петербурге».
— Да, у них было 25% в залоге. Вопросов ни к Абсолют банку, ни к Балтинвестбанку в этой ситуации вообще нет никаких, этот вопрос полностью в плоскости взаимоотношений нынешних еще пока акционеров Балтинвестбанка, Юрия Рыдника, Вадима Егиазарова и Александра Швидака, как частных лиц с банком «Санкт-Петербург».
Насколько мне известно, у них действительно были кредитные обязательства на сумму около 500 млн рублей и по этим кредитам они заложили 25% акций Балтинвестбанка и обещали заложить еще 25%. Банк как юрлицо здесь ни при чем. Можно с тем же успехом купить акции «Газпрома» и пойти заложить их в качестве обеспечения по кредиту. И «Газпром» здесь будет ни при чем: это же вы распоряжались этими акциями как частное лицо.
Могу сказать, что на сегодняшний момент акции Рыдника, Егиазарова и Швидака стоят крайне мало, поскольку капитал Балтинвестбанка уменьшен до 1 рубля. Соответственно, 25% акций, которые находятся в залоге у банка «Санкт-Петербург», стоят 25 копеек.
Как вся эта ситуация, по вашему мнению, может повлиять на ход санации?
— С точки зрения рисков повлиять на деятельность банка эта ситуация не может: Балтинвестбанк уже, по сути дела, отошел к АСВ. Уставной капитал уменьшен до 1 рубля, и сейчас происходит регистрация новой эмиссии акций в пользу нового акционера.
Как ранее писал «ДП», в арбитраж поступил первый иск от офшора к Балтинвестбанку о взыскании 774,9 млн рублей по субординированным кредитам. Означает ли это, что начинается борьба акционеров за 5 млрд рублей, которые АСВ и Абсолют банк договорились дорезервировать в случае исполнения обязательств по субординированным кредитам?
— Никакой борьбы я здесь не вижу. Действительно, у нас есть заключенное соглашение между инвестором и АСВ. Если ряд субординированных кредитов будут по суду признаны неправомочно списанными, то произойдет компенсация этих сумм со стороны АСВ. Но речь идет не о какой-то конкретной сумме. На сегодняшний момент временной администрацией Балтинвестбанка списано субордов на сумму порядка 3 млрд рублей. Если банк проиграет списание этих средств, то эта сумма будет компенсирована.
Почему, по вашему мнению, в последнее время в банках возникает так много проблем?
— Нынешняя ситуация в банках — прямое следствие ситуации в экономике, которая сложилась сейчас. Чудес не бывает: когда «сыпятся» заемщики, которые еще вчера считались устойчивыми, то это отражается на банках: они вынуждены увеличивать резервы и уменьшать капитал. Поэтому сильный акционер, способный докапитализировать банк в короткий срок, — сейчас самый важный фактор поддержки для банков.
Какие приоритеты Балтинвестбанк расставил в связи с кризисом?
— Мы понимаем, что надо жить, развиваться и зарабатывать в реальных условиях рынка. Задачи агрессивного роста у нас нет точно. В высокорискованные сегменты бизнеса мы не пойдем. То есть беззалоговые кредиты для клиентов «с улицы» — не наш профиль. Сейчас другой рынок, он не позволяет расти реактивно, и широкомасштабной экспансии мы не планируем. Рост будет, но умеренный.
К чему, по вашему мнению, приведет тенденция вытеснения небольших региональных банков федеральными? Нужны ли рынку небольшие банки?
— Я считаю, что банк с активами меньше 100 млрд рублей — это уже не банк. Невозможно развиться и эффективно работать с небольшими активами, необходимы большие обороты и большие деньги.
Если есть свободные 100 млн рублей и маржа 2-3%, то в год можно заработать 2-3 млн рублей. Причем, из них надо еще вычесть расходы на персонал, офис и т. д. Маленькие банки поэтому просто неспособны выжить в нынешней ситуации в одиночку.