blog.dp.ru Все статьи автора
7 апреля 2016, 17:33 265

Блоги "ДП": Александр Кузьмин — о новом мегапроекте Роспотребнадзора

Роспотребнадзор собирается ввести "акцизные марки" на всю пищевую продукцию. Генеральный директор "РусХолтс" Александр Кузьмин в "Блогах "ДП" констатирует: вместо того чтобы решать конкретные вопросы, государство опять занимается мегапроектами.

Роспотребнадзор разработал "Стратегию повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 года". Затевается грандиозное дело — ведь надо создать единую информационную систему, которая будет отслеживать движения продовольственных товаров, от компонентов до готовой продукции. Плюс ввести обязательную госрегистрацию основных видов пищевых добавок. "Акцизные марки" на всю пищевую продукцию, круто!

Роспотребнадзор рассказал о правилах освещения самоубийств в СМИ

Роспотребнадзор рассказал о правилах освещения самоубийств в СМИ

123
dp.ru

Решать грандиозные проблемы — выгодно, потому что пока воюешь за мир во всем мире, никто с тебя не спросит за разруху в собственном сортире. Мы ведь не разобрались еще с простыми проблемами, до которых руки в рамках такого масштабного проекта не дойдут или наоборот, и сейчас хорошее время обозначить конкретику. Например, как ввести законодательные поправки, которые помогут отличить кофе от напитка, приготовленного из так называемых кофематериалов.

Бюрократическая технология изменений

Россия живет по регламенту для пищевых продуктов, который разрабатывался еще до введения общего Таможенного союза, т.е. документу более 20 лет. Любой документ об изменении технического регламента любого вида продуктов подается заявителем сначала в Минздрав, который рассматривает его и с помощью Технического комитета при Росстандарте и дает официальный ответ, а точнее комментарий на заявку. Далее Минздрав высылает этот документ в Евразийскую экономическую комиссию, которая также рассматривает документ и, если считает нужным, рассылает на утверждение всем странам Таможенного союза, получает от них ответ и принимает решение об изменении существующего варианта технического регламента. Страшновато, но ведь с молоком и молочными продуктами вопрос как-то решили.

Почему нужен технический регламент на кофе и кофесодержащие продукты

Существуют группы продуктов, в которых прослеживаются системные нарушения состава продукции. Самый известный пример — молоко и продукты на его основе. Для фальсификации кофе также очень удобный продукт. Даже далекие от кофейного мира люди знают, что существуют два ботанических сорта кофейного зерна: дорогая арабика и более дешевая робуста. Но арабика арабике рознь, специалисты насчитывают 32 вида арабики и еще больше сортов робусты. Удивительно, но 100%-ного способа определения отличий одного сорта от другого не существует, ошибаются даже эксперты. При этом килограмм робусты в 2–2,5 раза дешевле килограмма арабики.

Сразу просматривается путь экономии — заменить дорогое зерно на более дешевое. Существует легальное и этичное прикрытие: кофе из 100%-ной арабики сложно приготовить, он кислит, поэтому специалисты при обжарке создают смесь из арабики и робусты не только для экономии. В брендированной кофейной смеси может содержаться от четырех до десяти и даже больше различных видов зерна. После обжарки определить, какое исходное сырье использовалось для создания смеси, практически невозможно.

Опять же, мало кто знает, что мировые стандарты позволяют производителям называть свои смеси "Арабика 100%" даже при 10% содержании робусты. Пользуясь этим, большинство обжаривающих компаний предлагают смеси под названием "Арабика 100%" с фактическим содержанием робусты 20% и даже 30%.

В условиях отсутствия объективных методик оценки качества обжаренных кофейных смесей производители в поисках экономии пускаются на самые разные эксперименты. В лучшем случае используют дешевое сырье, в худшем — подпорченное вредителями, плесневелое, просроченное зеленое зерно. В самых тяжелых случаях используют вообще не кофе: жареные злаки, орехи, желуди.

Но официальные лица считают пока, что запрос на изменение регламентов несущественен в рамках всей индустрии. Если ведомства будут реагировать на каждое небольшое изменение в отрасли или обращать внимание на детализацию продукта по категориям (внешний вид, процентное соотношение, граммаж, купаж, цвет, запах и пр.), оно просто погрязнет в бюрократии. При том подходе, что описан выше — действительно погрязнет.

Пыль бразильских дорог

С растворимым кофе ситуация еще сложнее. У чиновников в ходу аксиома, мантра — растворимый кофе состоит из натурального кофе на 100%. Крупные компании правил не нарушают, а ради 1% нарушителей поднимать бюрократическую волну контроля — глупо.

Остается путь просвещения. Для производства растворимого кофе используют те зерна, которые не востребованы (читай — были забракованы) производителями зернового кофе. Для улучшения вкусовых качеств, а также цвета и запаха растворимого кофе практически все производители используют различные химические добавки: ароматизаторы, стабилизаторы, красящие вещества и консерванты.

Я заблуждаюсь? Поправьте меня, только с цифрами и данными исследований, которым можно доверять.

Наша компания занимается особой нишей в общепите, поставкой продуктов и оборудования для кафе при АЗС. Возможно, компания первой в массовом порядке столкнулась с тем, что есть места, где кофе продается на безальтернативной основе, например, на АЗС. Опять же вблизи крупных городов можно выбрать другую заправочную станцию или отложить покупку, но в дальней дороге человек оказывается перед ситуацией, когда он должен брать то, что дают. Выбор за него осуществляют те, кто планирует ассортимент магазинов и кафе при АЗС.

В общепите средняя цена чашки кофе — 80 рублей, при себестоимости не более 20 рублей. Другими словами, рентабельность продаж может превышать 300%! Что может быть лучше, чем бизнес с 300%-ной прибылью? По нашему мнению — производство "обжаренных кофейных смесей, молотого кофе и растворимых концентратов на кофейной основе". Ведь себестоимость чашки растворимого кофе — 1,5-3 рубля, а продать при отсутствии конкуренции можно и за 50 рублей. Мы хотели бы, чтобы этот выбор осуществлялся не только по причине экономической дешевизны. Массовость — тоже плохой аргумент. Сейчас в России около 80% потребления кофейных продуктов — это растворимый кофе, но это еще не значит, что растворимый кофе в дороге — лучший выбор для водителей.

Если выбирать между кипятком плюс пакетик сомнительных кофейных химикатов с одной стороны и чашкой капучино с другой, то я за зерновой кофе, приготовленный кофемашиной-суперавтоматом под контролем удаленного мониторинга. В этом случае я уверен, что машину вовремя вымыли, молоко хранили в исправном холодильнике, а если повезет, то использовали бутилированную воду и специальное зерно для автоматических кофемашин. Это значит, что свои 90-100 рублей я осознанно трачу на кофе, а не на кофейный напиток, приготовленный неизвестно из чего.

Если даже Роспотребнадзор признает, что на рынке "имеет место оборот продукции, не отвечающей потребностям большинства населения", то, по моему мнению, сейчас очень хороший момент, чтобы помочь потребителю начать отличать кофе, который он, от кофе, которое оно. Прецедент для подобной работы — законодательное решение по маркировке молока и молокосодержащих продуктов. Правовой базой для подобных действий служит Международное соглашение по кофе — 2007, к которому Россия присоединилась совсем недавно — в марте 2015 года.

Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru .

Новости партнеров
Реклама