Пекарня "Хлебная усадьба" развивает свою сеть в Петербурге по франчайзингу

Автор фото: Сергей Ермохин

Пекарня "Хлебная усадьба", занимающая 17% рынка мини–пекарен Ленобласти, развивает свою торговую сеть в Петербурге по франчайзингу.

Торговая марка "Хлебная усадьба" принадлежит индивидуальному предпринимателю Хачатуру Сугяну. Пекарня, которая находится в Волосовском районе, производит около 2,5 тыс. т продукции в год, занимая около 17% рынка мини–пекарен. Оборот предприятия — около 15 млн рублей в месяц. У компании девять магазинов в Ленобласти и четыре — в Петербурге.
В Ленобласти работает 32 мини–пекарни, которые в прошлом году произвели 14,4 тыс. т. Это чуть больше трети от общего выпуска хлеба и хлебобулочных изделий в регионе. Крупными производителями в сегменте пекарен в Ленобласти являются "Путиловский хлеб", "Вега", "Земляки", "Аскания".
Почти все они в этом году планируют самостоятельно открывать новые фирменные магазины. По мнению учредителя группы компаний "Путиловский хлеб" Вадима Некрасова, свой магазин — единственный способ развития для небольших производств, поскольку сетевая торговля фактически задавила одиночные торговые точки. Работать же с сетями таким производителям сложно по ряду причин. В частности, говорит руководитель пекарни "Вега" Татьяна Лепетенина, их не устраивает то, что велика доля возврата товара.
Франшиза "Хлебной усадьбы" предполагает, что франчайзи открывает только магазины под одноименном брендом, а продукцией торговую точку обеспечивает производство в Ленобласти. При магазинах расположены небольшие цеха, в которых доводятся до готовности полуфабрикаты, произведенные франчайзером. По франшизе "Хлебная усадьба" открыла в Петербурге уже два магазина. В ближайшие 2 месяца планируется открыть по этой же схеме еще два филиала. Назвать размер паушального взноса и роялти Хачатур Сугян отказался. По мнению экспертов, он может составить около 200 тыс. рублей.
"Открытие магазинов по франшизе позволяет нам развиваться более быстрыми темпами, но это только одно из направлений: мы не отказываемся от открытия собственных фирменных магазинов, мы хотим попробовать новый для нас формат", — добавляет Хачатур Сугян.
По его оценке, инвестиции в один магазин площадью от 60 до 150 м2 могут составить до 5 млн рублей, срок окупаемости — 18–20 месяцев. Оборот одного магазина может составить 100–150 тыс. рублей ежемесячно.
Однако Дмитрий Мо, консультант по стратегическому развитию, директор франчайзингового направления бренда "Царь–пышка" (сеть кафе), оценивает сроки окупаемости одного магазина "Хлебная усадьба" более оптимистично — в 6–9 месяцев. "Хлебная усадьба" предлагает удачную франшизу: здесь покупателю франшизы не нужно создавать производство (хлебом его обеспечит производитель), а только развивать торговлю. Хлеб и хлебобулочные изделия — это товары каждодневного спроса. Спрос на них есть всегда. Кроме того, рынок франчайзинга в сфере торговли хлебобулочными изделиями в Петербурге и в России практически не развит. Поэтому инициатива "Хлебной усадьбы" своевременна", — уверен Дмитрий Мо. Руководители пекарен придерживаются другого мнения. "Мы не развиваем франчайзинг, потому что возникают сложности с контролем качества продукции, — говорит владелец сети "Месье Патиссье" Юрий Хононов. — Мы продаем только свежую продукцию, но нет гарантии, что человек, работающий под нашей маркой, не будет продавать сегодня вчерашний хлеб". Именно поэтому, считает он, рынок франчайзинга в сфере торговли хлебобулочными изделиями не развит.

Хлебная корзина

Крупные игроки в сегменте булочных–кондитерских в Петербурге — это компании "Буше", "Месье Патиссье", "Пражские булочные", "Коржов". Несколько лет назад по франшизе пыталась развиваться компания "Балтийский хлеб". Однако что происходит с сетью сейчас, новые собственники компании, появившиеся в 2014 году, пояснить отказались.
По данным " Петростата ", в январе–ноябре 2015 года в Петербурге было произведено 226,2 тыс. т хлеба и хлебобулочных изделий, что на 9,8% больше, чем годом ранее.