"Евроавтодор" потерял контракты на 350 млн рублей и находится в предбанкротном состоянии

Резкий взлет компании "Евроавтодор" закончился столь же резким падением. Смольный расторг с подрядчиком все контракты на 350 млн рублей. До сих пор компания оставалась на плаву благодаря поддержке Балтинвестбанка, но теперь ему самому нужна помощь.

Смольный расторгает последний контракт, который был у компании "Евроавтодор" (контролируется акционером Балтинвестбанка Вадимом Егиазаровым), — на строительство развязок рядом с "Лахта-центром" за 63,5 млн рублей.
Это ставит крест на работе подрядчика по госзаказу, да и вообще на его работе на дорожно-строительном рынке города. Компания не получила и теперь уже точно не получит авансы ни по одному из трех объектов, на которых работала для Смольного в последнее время. Ее заявки на новые конкурсы чиновники тоже уже не принимают, находя для отказа какие угодно причины.
До сих пор компания могла рассчитывать на кредиты и поддержку со стороны Балтинвестбанка, но теперь и ему самому нужна помощь: его санирует Абсолют банк. Отбиться от банкротных исков в свете всех этих событий "Евроавтодору" будет очень сложно.
Сотрудники "Евроавтодора" жаловались на задержки зарплат еще в 2015 году, а затем начали судиться с работодателем. Игроки дорожно-строительного рынка поделились с "ДП" мнением, что заказчик работ "Евроавтодора", комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), посмотрел на ситуацию в компании и решил не связываться с ней в будущем. С этого и начались по-настоящему серьезные проблемы подрядчика, который жил в основном на госзаказах.
Самый яркий пример — достройка Московского шоссе за 1 млрд рублей. Там "Евроавтодор" уже начинал работать, даже не дожидаясь завершения конкурса, видимо достигнув с кем-то каких-то предварительных договоренностей. Но в результате труды оказались напрасными: заявку "Евроавтодора" на конкурс не приняли, а победителем был признан единственный оставшийся участник конкурса — компания "Геоизол".
В последние месяцы у "Евроавтодора" действовал последний контракт на строительство развязок и подъездов к "Лахта-центру" за 63,5 млн рублей. Чуть раньше у компании в портфеле были и контракты на стройку Ярославского проспекта за 245 млн рублей, а также капитальный ремонт моста через реку Дудергофку в поселке Старо-Паново за 32 млн рублей. (Все цены указаны исходя из адресной программы 2015 года.)
Как пояснили "ДП" в КРТИ, контракт по "Лахта-центру" расторгается в эти дни, другие два уже полностью расторгнуты. В комитете уточнили также, что до расторжения пытались влиять на "Евроавтодор", но ни беседы с руководителями фирмы, ни многочисленные штрафы не сдвинули стройки с мертвой точки.
Работы рядом с "Лахта-центром" компания и не начинала и ограничилась разработкой рабочей документации, рассказали в КРТИ. Впрочем, тут имелись и объективные причины. Прежде чем приступить к дорожным стройкам, нужно было дождаться завершения прокладки труб, которую проводит "ПетербургГаз". Как поясняют в КРТИ, газовщики постоянно откладывали начало своих работ и, собственно, до сих пор к ним не приступили. Они выйдут на объект не раньше апреля-мая. Так что объявлять новый конкурс КРТИ пока не очень спешит, а вот конкурсы на другие два контракта объявят в ближайшее время.

Без ущерба для производства

Расторжение госконтрактов с "Евроавтодором" проходит безболезненно для города. Если не считать того, что сдвигаются сроки строек.
Подрядчику не успели выдать авансы и теперь уже и не выдадут. Это значит, что взыскивать деньги по банковской гарантии не придется. А сделать это было бы непросто. Банки и так идут на такие выплаты без особого энтузиазма, так что зачастую Смольному приходится идти в суд. И, поскольку гарантии "Евроавтодору" выдавал Балтинвестбанк, который сейчас санируется Абсолют банком, добиться выплаты по банковской гарантии было бы еще труднее.
Самые ощутимые проблемы из-за срыва сроков ощутит "Лахта-центр". Там идет активная стройка, подъезды к центру должны были открыться в этом году. Построенные участки позволят автомобилистам изменить направление движения без дополнительных временных затрат, осуществив разворот в сторону центра города или в Сестрорецком направлении.
Впрочем, в КРТИ говорят, что все еще намерены уложиться в сроки, поскольку на работы нужно около полугода.

Банкроты и намерения

Примечательно, что 10 марта Балтинвестбанк сообщил о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве "Евроавтодора" (по данным системы "СПАРК") "в связи с наличием у компании признаков банкротства".
Еще более примечательно это выглядит на фоне странной и запутанной истории появления "Евроавтодора". Компания была зарегистрирована в марте 2013 года. Накануне обанкротился другой крупный подрядчик "Дорожник-92", который брал кредиты в Балтинвестбанке на сотни миллионов рублей. Балтинвестбанк уступил права требования по долгам "Дорожника-92" "Евроавтодору". При этом "Евроавтодор" тут же возглавили экс-сотрудники только что провалившего госзаказы "Дорожника-92". Видимо, предполагалось, что вновь созданная компания заработает на новых подрядах и таким образом вернет долги обанкротившегося "Дорожника-92".
Сначала все шло хорошо и "Евроавтодор" получал крупные заказы, например, в строящемся порту Бронка, на Кольцевой автодороге и на других объектах. Контракты посыпались на компанию практически сразу же. В 2014 году в фирме сменился гендиректор — им стал Александр Зубарев, который до этого руководил Дирекцией транспортного строительства (подведомственная КРТИ, руководит распределением госзаказа). Вскоре его место занял нынешний руководитель компании Данила Сверлов. Связаться с ним "ДП" не удалось, известный редакции телефон не отвечает.
В 2015 году игроки дорожно-строительного рынка оценивали "Евроавтодор" как актив в 800 млн рублей, из которых больше половины составляла техника в парке компании, а остальное — портфель заказов с перспективой прибыли. На тот момент в фирме работало около 400 сотрудников, а какие-либо проблемы с подрядами представители "Евроавтодора" категорически отрицали. По данным бухгалтерской отчетности в системе "СПАРК", активы компании вообще составляли более 1,2 млрд рублей по итогам и 2014, и 2013 годов. Но резкий взлет обернулся столь же резким падением.
В Балтинвестбанке "ДП" заверили, что на самом деле банкротить подрядчика не собираются. "Сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве — это не исковое заявление. Оно направляется непосредственно должнику и дает ему возможность урегулировать вопросы в досудебном порядке, не доводя дело до банкротства. При этом по закону банк обязан не просто направить должнику сообщение о намерении, но и опубликовать его, тем самым подтверждая юридически, что он готов предпринять все меры для защиты своих интересов как кредитора. Сообщение о намерении не обязывает кредитора в дальнейшем в обязательном порядке подавать заявление в суд", — прокомментировали в банке.
Но если Балтинвестбанк лишь направил сообщение о намерении, то упомянутый выше "Дорожник-92" уже вовсю банкротит собственное детище "Евроавтодор" через суд. И шансы "Дорожника-92" на победу очень высоки. В результате этой запутанной многолетней схемы сотни миллионов могут так и кануть в лету.
Официальный сайт "Евроавтодора" наглядно демонстрирует печальный финал в жизни компании: его взломали хакеры-исламисты Fallaga Team, и с главной страницы обещают России возмездие за все, что она, по их мнению, сделала неправильно.