Может ли Конституционный суд отменить систему "Платон"

Автор фото: Андрей Дорожный

Редактор "ДП" Александр Сологуб — о том, каковы шансы на отмену системы "Платон" Конституционным судом.

Коммунисты внесли сумятицу в ряды грузоперевозчиков. До конца прошлой недели многие компании послушно регистрировались в системе "Платон" (автоматизированная система взимания платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 т). Однако в минувшую пятницу стало известно, что Конституционный суд РФ рассмотрит все-таки запрос депутатов от КПРФ о соответствии Конституции нормативных актов о введении системы "Платон". С этим запросом коммунисты обратились в суд еще в декабре прошлого года. Задачка у судей — определить, является ли платеж за проезд по федеральным трассам налогом.
Если да, то систему, запущенную с 15 ноября прошлого года, придется остановить. А если нет, то завтра могут появиться новые обязательные сборы, взимать которые будут коммерческие структуры, и обязанности оплачивать их никто не избежит.
По мнению коммунистов, система "Платон" вне закона, так как введена постановлением правительства, а не Налоговым кодексом или федеральным законом. О чем, собственно, неоднократно в своих определениях говорил Конституционный суд: правительство РФ, как высший исполнительный орган госвласти, может определять ставки налогов, регламентировать порядок взимания налогов. А вот объект налогообложения и налоговая база должны устанавливаться законодательно.
Исходя из этой логики, Конституционный суд может отменить систему "Платон". Хотя это и кажется многим перевозчикам уже абсолютно нереальным и большинство из них смирились со "сбором Ротенберга" (так еще называют систему "Платон", так как компания — оператор системы принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю).
Уместно вспомнить историю петербургского предпринимателя Александра Аристова, собственника небольшой транспортной компании "Малое предприятие "АРС". Бизнесмену удалось в Верховном суде добиться отмены скандального приказа Минтранса, обязующего перевозчиков устанавливать на своих автобусах и грузовиках аппаратуру ГЛОНАСС. Такое требование должно было быть оформлено в виде постановления правительства, а не приказа Минтранса. Поэтому суд отменил его.
Тогда многие предприниматели снисходительно относились к Аристову и не верили в его победу. Правда, за компаниями, устанавливающими и обслуживающими аппаратуру ГЛОНАСС, которым должны были платить перевозчики, стояли не Ротенберги, а персоны поскромнее. Так, компанией ООО "ГЛОНАСС Северо-Запад" владеет 25-летний Артем Матяш — родственник бывшего вице-губернатора Ленобласти Николая Пасяды. Любопытно, что Минтранс так и не исправил своих ошибок. Постановления правительства нет до сих пор. Предприниматели не тратят лишние средства и пользуются удобным и надежным GPS.
Вряд ли такая же участь ждет систему "Платон". Но вполне возможно, что ее деятельность приостановят на время приведения нормативно-правовой базы системы в соответствие с российским законодательством, то есть на неопределенный срок. Зато в следующий раз, когда государство решит наделить коммерческую структуру функцией сбора средств с граждан, все будет оформлено безукоризненно.