Кому мешает инвалид в ресторане

Автор фото: globallookpress

Представьте себе, что в ресторан заходит человек, который плохо держит равновесие, его руки бесконтрольно дергаются, речь нарушена, а из уголка рта подтекает слюна. Как тогда должен поступить ресторатор? О трудностях взаимопонимания с "особыми" - редактор "ДП" Мария Базалишвили.

Ни для кого не секрет, что публичные места в России, и в Петербурге в частности, редко доступны для инвалидов. В тот же ресторан или кафе человек на инвалидной коляске просто не сможет попасть. Но готовность принимать гостей с инвалидностью заключается не только в создании материальной инфраструктуры (пандусы, поручни, широкие дверные проемы и т.п.). Владельцы и сотрудники должны быть готовы встретить посетителя, который отличается от других. И не только самим принять право инвалида посетить заведение, но и быть готовыми объяснить это право для других клиентов. На словах очень просто быть толерантным, в реальной ситуации от рестораторов потребуется проявление чуткости и изрядного терпения.
Вчера ДП спросил у петербургских рестораторов, ограничивают ли они для кого-то вход в свои заведения. Бизнесмены отреагировали вполне ожидаемо, вот некоторые цитаты:
Управляющий партнер ресторанов Open Cafe "Шатер" лофт-бара "Зимний", Cafe Berlin Александр Галиев рассказал, что в его заведения запрещен вход только тем, кто ведет себя неадекватно и агрессивно: "Обычно это читается еще на входе: человек ведет себя агрессивно, цепляется к сотрудникам и гостям, матерится и хамит". Генеральный директор сети вегетарианских кафе "Троицкий мост" Роман Курбатов: " Если человек своим поведением не доставляет беспокойств другим и не шокирует, то он должен быть допущен в кафе или ресторан". Владелец заведений "Мы же на ты" и "Свитер с оленями" Александр Затуливетров вносит в черный список только тех, кто может помешать другим гостям: "У нас есть фраза, которую мы обычно говорим чересчур буйным компаниям: "Вы знаете, у нас сегодня не так весело, вам, скорее всего, не понравится", — поделился опытом он.
Однако вполне может быть, что и владелец печально известного нижегородского кафе "Фламинго" рассуждал так же: "не пускать тех, кто ведет себя неадекватно", "человек шокирует других посетителей", "может помешать другим гостям". Ведь никто не определил этот критерий неадекватности, не уточнил, что может шокировать или помешать.
Насколько же ясно владельцы и посетители ресторанов и кафе могут представить себе гипотетическую ситуацию с "нестандартным" гостем? Представьте себе, что в ресторан заходит человек, который плохо держит равновесие, его руки бесконтрольно дергаются, речь нарушена из-за спастики в мышцах лица, а из уголка рта подтекает слюна. Шокирует? Вполне возможно. Мешает? - запросто может кого-то случайно задеть, может споткнуться и с грохотом упасть.
А другой посетитель вдруг садится на пол и отказывается вставать. Или пугается упавшего подноса или громкого смеха за соседним столиком и от страха начинает кричать. Не просто вскрикивает, а кричит "АААА-а-а-а-а!", и так 20 секунд. Вполне подходит под определение неадекватности.
С точки зрения обывателя, незнакомец с аутизмом часто ведет себя именно неадекватно, а человек с ДЦП может шокировать.
Надо честно признать, что не только хозяин "Фламинго" не готов видеть "особых" посетителей. И он совсем не злодей. Конечно, сотрудникам не хватило сердечности и терпения. Но в первую очередь, ими двигал страх. Страх от незнания и непонимания происходящего. От неготовности к ситуации. Ведь невелика вероятность столкнуться в обычной российской жизни с "необычным" человеком.
Обществу (т.е. каждому из нас) необходимо учиться допускать и принимать такую вероятность. Быть готовым проявить терпение. И может быть, смириться в процессе этого обучения с какими-то неудобствами. Примером, как должно быть, может послужить сюжет передачи What Would You Do? американского телеканала ABC.
Разница между американцами и россиянами проста - их не пугают и не удивляют "особые" люди. Просто потому, что люди с разными особенностями допущены в жизнь общества. Американец, встретив ребенка с ДЦП, не удивится, ведь он учился в школе в одном классе с таким же парнем. А в любимом кафе, где он каждое утро покупает эспрессо, работает девушка с синдромом Дауна. И про аутизм он знает не из фильма "Человек дождя", а тоже из личного опыта. А если личного опыта (или душевных качеств) не хватает, то сдержаться поможет закон. Они (американцы и европейцы) не всегда такими были. Несколько десятков лет назад и в США могли выставить "странного" посетителя из кафе. Справились, научились. И мы научимся.